Стребелева диагностика раннего развития детей

Психилого-педагогическая диагностика познавательного развития детей. Диагностический чемоданчик Е. Стребелевой

Стребелева диагностика раннего развития детей

  • Выберите комплектацию (описание состава ниже)-Набор №1, дошкольники, дети 2-3 летНабор №2, дошкольники, дети 3-7 летОба Набора №1+Набор№2Пособие с приложениями

Купить в 1 клик!

Получить подробное Техническое задание для публикации закупки

Авторская  методика известного практика в области коррекционной педагогики и дефектологии представляет собой эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста.

Методика создана с целью проведения контроля над психическим развитием детей раннего возраста; выявления проблем развития для оказания своевременной дифференцированной коррекционной помощи каждому ребенку с учетом индивидуальной структуры нарушения.

Технология включает комплекс методик, разработанных ведущими специалистами в области коррекционной педагогики и детской психологии (Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной, С.Л.Новоселовой, А.Н.Орловой, Ю.А.Разенковой, Н.Д.Шматко и др.).

В основу разработки технологии положены труды Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.А.Венгера и других отечественных психологов.

Предназначена для работы в ДОУ, ПМПК и ППМС центрах, учреждениях оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям раннего и дошкольного возраста.

Технология прошла многолетнюю апробацию в системе образования, здравоохранения и социальной защиты и показала высокую надежность и валидность. Результаты мониторинга психического развития детей позволяют выявить различные нарушения хода развития ребенка и оказать своевременную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. 

Технология направлена на:
1. Выявление основных параметров умственного развития ребенка;
2. Обследование речевого развития ребенка;
3. Педагогическое обследование слуха.

Чемоданчик Стребелевой Набор №1. Диагностический инструментарий для проведения мониторинга психического развития детей раннего возраста (от 2-х до 3-х лет)

Узнать как купить

      

Комплектация набора (2-3 года): 

1. Набор деревянных изделий, 1 комплект, состоящий из:

  • Желобок, размер 290х40х20мм (1 шт.);
  • коробочки четырехугольной формы (3-х типов  размеров) со съемными крышками, размер 70х40х40, 100х60х60, 125х80х80 (3 шт.);
  • матрешка (4-х составная), размер 90мм (2 шт.); 
  • пирамидка желтого и синего цвета, размер 120мм, (2 шт.); 
  • цветные кубики (4 цвета), размер 40х40х40мм, (8 шт.); 
  • тележка, 150х110х70м(1 шт.)

2. Набор полиграфических изделий, 1шт, состоящий из: 

  • парные картинки (4 шт.);
  • разрезные картинки (2 шт.)

3. Счетные палочки одного цвета,, размер 70мм, 10шт.

4. Тесемка, 2шт.

5. Набор шаров, 4штуки: 

  • шары синего цвета (3-х размеров, 15, 35, 55мм) (3 шт.); 
  • озвученный шар, диаметр 50мм (1 шт.)

6. Методическое пособие 1шт.:

  • Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 года)

7. Сумка с застежкой на молнии Размер 325х180х110мм, 1шт.

Чемоданчик Стребелевой Набор №2. Диагностический инструментарий для проведения мониторинга психического развития детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)

Узнать как купить

Комплектация набора (3-7лет):

Чемодан №1

1. Набор печатной продукции и изделий:

  • Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» под редакцией Автора методики 1 шт.
  • Альбом «наглядный материал для обследования детей» 1 шт.

2. Набор стимульного материала в мешочке в составе:

  • пуговицы (разноцветные в пакете, диаметр 19мм, 20шт.
  • фишки в пакете (4 цвета-синий, белый, желтый, черный), высота 20мм, диаметр 13мм, 24шт..
  • счетные палочки в пакете, размер 66мм, 20шт.
  • Набор стимульного материалов 24 штуки

3. Набор игрушек:

  • Кукла, размер 170мм, 1 шт.
  • Набор кукольной посуды (2 чашки, высота 50мм, 2 блюдца, 2 чайные ложечки)
  • Кукольная коляска
  • Сюжетные игрушки (Зайка, Мишка, Собачка, Кошка, Птичка, Лошадка, Игрушка бибабо) – 1 компл.

4. Барабан, диаметр 140мм, высота 55мм, барабанные палочки, 2шт.

5. Набор фломастеров, 6 цветов

6. Пирамидка деревянная цветная, состоит из 11 элементов 1 шт. 

Чемодан №2

1. Сборно-разборный конструктор (набор кукольной мебели: кроватка, стол, шкаф, 2 стула, домик кукольный) (вспененный полиэтилен) – 1 компл.

2. Набор палочек (с веревочкой на конце, с рабочим концом типа вилка, с колечком) 3 шт. с веревочкой для палочки 1 шт.

3. Коробка форм 1 шт. в наборе с объемными фигурками:

  • 12 форм, материал дерево
  • Коробка со съемной верхней крышкой, 1 шт.

4. Матрешка, 6-ти составная 1 шт.

5. Строительный набор 3 элемента (дерево) – 2 компл.

6. Набор машинок 1 комп.: грузовик большой размер, машинка малая размер, тележка с палочкой (дерево).

7. Набор мячей и шаров, цвета: красный , синий, зеленый, желтый (резина) – Диаметр 50мм, 70мм, 150мм, 9 шт.

8. Набор музыкальных инструментов 1 комп.: дудочка, размер 150мм; шарманка, размер 140мм, диаметр 70мм

9. Доска «Дом животного» с фишками 1 шт.

10. Ведерко, 140х110мм, 1 шт.

11. Сумка размером 450х270х180мм с застежкой на молнии 2шт.

Об авторе

Стребелева Елена Антоновна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта “Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами”. Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.

Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях.

Автор подхода к психолого – педагогической диагностике нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, системы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Имеет более 50 публикаций. Автор учебных пособий, программ для студентов, статей, книг, тезисов. Ведет большую работу по подготовке кадров для специальных дошкольных учреждений.

Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений”.

Узнать как купить

Доставка

Осуществяется по всей России и в Казахстан. Обычно отправляется курьерской службой СДЕК до пункта выдачи или на дом (офис, учреждение). Отправка выглядит так:

Ответ на вопрос: “мы оплатим, а что если вы не отправите”:

Список некоторых торгов, где компания Экология детства (ИП Солянникова Н.С.) является победителем и поставщиком Чемоданчиков Стребелевой:

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/supplier-results.html?regNumber=0845300014819000224

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/supplier-results.html?regNumber=0387200004819000021

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/supplier-results.html?regNumber=0142200001319007680

https://zm-tender32.rts-tender.ru/Trade/ViewTrade?id=891174

https://rostovoblzmo.rts-tender.ru/Trade/ViewTrade?id=752887 

За 2018 и 2019 года Чемоданчиков отгружено на сумму больше 1 млн. рублей по всей России и в Казахстан.

Хотите получить электронную подборку книг Е.А.Стребелевой бесплатно? Оставьте свои контакты с комментарием “хочу книги Стребелевой бесплатно”.В данной подборке Вы найдете 5 электронных книг в формате pdf.

Источник: http://ecopesok.ru/products/strebeleva3-7

Методики стребелевой е.а

Стребелева диагностика раннего развития детей

МЕТОДИКИ СТРЕБЕЛЕВОЙ Е.А.

Рассмотрим подробно использованные методики Е.А. Стребелевой. Представленные методики (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка в разных его аспектах.

Поскольку многие обследуемые дети раннего возраста не владеют речью, либо владеют ею в недостаточном объеме, большинство предлагающихся заданий имеет невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным.

Ряд заданий дублируется. Это делается для того, чтобы исключить некоторые побочные факторы, например, наличие определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать неодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

1. Лови шарик!- задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.

Оборудование. Желобок, шарик.

https://www.youtube.com/watch?v=WJOdgVA6-Ns

Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: “Лови шарик!”. Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: “Кати!”. Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.

Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.

Оценка действий ребенка по показателям: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.

2. Спрячь шарики!- задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий.

Оборудование. 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине.

Проведение обследования. Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек.

Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький шарик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать шарики, т. е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку надо брать.

Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой.

Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: “Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой – маленькую”.

Таким образом, в процессе диагностического обследования педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое ребенок должен ориентироваться при выполнении задания.

После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.

3. Разбор и складывание матрешки (двухсоставной) – задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий.

Оборудование. Двухсоставная матрешка

(2).Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит раскрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение.

Обучение. Педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее, обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать так же со своей матрешкой: “Раскрой матрешку”. Далее взрослый просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую, используя при этом указательный жест и инструкцию: “Делай как я”. Затем ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.

4. Разбор и складывание пирамидки- задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук.

Оборудование. Пирамидка из 3 колец одинакового цвета, но разных по величине.

Проведение обследования. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать.

Обучение. Если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз, указывая жестом, что кольца нужно одевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки: принятие задания, складывает ли ребенок пирамидку самостоятельно с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.

5. Парные картинки- задание направлено на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.

Оборудование. Парные предметные картинки.

Проведение обследования. Перед ребенком кладут две картинки (затем четыре). Точно такие же картинки находятся в руках педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Обучение. Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо соотносить парные картинки. Затем предлагает соотнести четыре предметные картинки.

Показатели оценки действий ребенка:

принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат.

6. Цветные кубики (восприятие цвета) – задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета.

Оборудование. Цветные кубики (8 штук) основных цветов – 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.

Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: “Возьми кубик такой, как у меня”. Затем педагог просит показать:

“Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий”. Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: “Назови, какого цвета этот кубик?” и т. д.

Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог обучает сличать сначала 2 цвета. В тех случаях, когда ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое 2-3 раза.

Показатели оценки: принятие задания, уровень восприятия цвета – сличает ли ребенок цвета, выделяет ли по слову название цвета, называет ли основные цвета, отношение к результату, результат.

7. Разрезные картинки – задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование. 2 предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Проведение обследования. Педагог показывает ребенку две части картинки и просит: “Сделай целую картинку”.

Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может это сделать, взрослый показывает целую картинку и просит из частей собрать такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит добавить другую часть. После обучения ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Показатели оценки действий: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату и результат.

8. Конструирование из палочек (треугольник, молоточек) – задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.

Оборудование. Плоские палочки одного цвета (6 штук).

Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру (“молоточек”) и просят его сделать такую же.

Обучение. Если ребенок по образцу не может построить молоточек, его просят выполнить задание по подражанию. В тех случаях, когда ребенок справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник. Вначале по образцу, потом по показу, а если он не выполняет по показу, то предлагают построить по подражанию.

Показатели оценки действий: принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.

9. Достань тележку!- задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, в частности, ребенок должен найти способ использования вспомогательного средства (тесемки).

Оборудование. Тележка с кольцом, через которое продета тесьма.

Проведение обследования. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать рукой он ее не может.

В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесьмы, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесьмы, тележка остается на месте.

Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесьмы и подтянуть тележку.

Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесьмы, то надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает ее достать.

Показатели оценки действий: если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (или двумя руками за оба конца, или соединяет концы), это рассматривается как высокий уровень выполнения задания.

В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за одну тесьму и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практических проб.

Если же ребенок не догадывается использовать тесьму (или пытается дотянуться рукой, или же пытается подняться со стула и подойти к тележке), это оценивается как невыполнение задания. Отмечается также отношение к результату.

10. Порисуй! – это задание выявляет уровень развития предметного рисунка, а также какая рука является ведущей и наличия согласованности действий рук.

Проведение обследования. Ребенку даются листок бумаги и карандаши, просят нарисовать “дорожку”. (Обучение не проводится).

Все описанные показатели явились основными параметрами оценки действий ребенка.

При этом учитывали, что способы выполнения задания могут быть следующими: 1 – неадекватные действия; 2 – понимает цель, но самостоятельно действует без учета свойств и качеств предметов, т. е.

хаотично; в условиях обучения действует адекватно, но самостоятельно задание не выполняет (даже после обучения); 3 – самостоятельно выполняет задание после обучения; 4 – сразу самостоятельно выполняет задание.

Анализ результатов обследования детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) показывает, что у нормально развивающихся детей речь активно включается в познавательный процесс и в известной мере направляет его, т. е.

наблюдаются элементы организующей функции речи, в большинстве случаев доводили свои действия до конца, были заинтересованы в конечном результате, ждали оценки взрослого. Напротив, дети с отклонениями в развитии были безразличны как к процессу выполнения задания, так и к его результату.

Не закончив одного задания, они стремились к другому, не дожидаясь оценки взрослого. Этот факт свидетельствует о том, что отсутствие целенаправленности в деятельности прямо связано с отсутствием соответствующей мотивации.

У них не сложилась система побудительных мотивов (получение одобрения, самоудовлетворение от результата своих действий и др.). Это обстоятельство также является существенно значимым при диагностике умственного развития, так как характеризует деятельность ребенка в целом.

Количественная оценка в баллах позволяет определить относительный уровень умственного развития каждого ребенка. Кроме того, подобное психолого-педагогическое обследование детей позволяет наметить направления коррекционной работы с ними.

Так, дети, получившие от 10 до 12 баллов, чаще всего относятся к категории глубоко умственно отсталых. У них необходимо развивать эмоциональный и деловой контакт со взрослыми, сотрудничество с ними, учить понимать цель действия.

Другую группу детей, набравших от 13 до 23 баллов, можно характеризовать как умственно отсталых с возможностями обучения в условиях специальных дошкольных учреждений. Их необходимо учить подражать действиям взрослого, ориентироваться в условиях задания, развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность в процессе выполнения задания, связанного с предметными действиями.

У детей третьей группы необходимо уточнить клинический и психолого-педагогический диагноз. Здесь могут быть дети с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи, с незначительным нарушением слуха. Необходимо более детальное и комплексное изучение с целью установления дифференцированного диагноза.

Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка раскрывает возможности для предупреждения умственной отсталости и организации комплексной психолого-медико-педагогической реабилитационной работы, что способствует наиболее адекватной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.

Источник: https://multiurok.ru/blog/mietodiki-striebielievoi-ie-a.html

Лечение Детей
Добавить комментарий