Структура музыкальных способностей детей

Структура музыкальности и ее характеристика у детей дошкольного возраста

Структура музыкальных способностей детей

1.Основой, ядром музыкальности или музыкальной одаренности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Это понятие сформулировал Б.М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей». По словам Б.М.

Теплова, «у музыкального человека музыка вызывает поток эмоциональных и интеллектуальных процессов, возникновение образов и ассоциаций, активизацию его творческого потенциала».

Эмоциональная отзывчивость – особая восприимчивость индивида к звучащей музыке, повышенная впечатлительность от нее, способность «вчувствования», «вживания» в ее образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе ее восприятия.

Ведущая роль эмоциональной отзывчивости в структуре музыкальных способностей соответствует специфике интонационного музыкально-художественного мышления, суть которого в эмоциональном переживании жизненных смыслов и ценностей, явленных в искусстве.

2. В то же время полноценное восприятие музыки, понимание авторской концепции произведения и его адекватная интерпретация невозможны без знаний музыкального языка, без специфических музыкально-слуховых навыков и представлений.

В качестве обязательного компонента в структуре музыкальности выступает ансамбль музыкальных способностей: музыкальная память, звуковысотный слух, способность к различению музыкального метро-ритма, слух гармонический, ладовый, тембровый, динамический – иными словами, музыкальный слух как способность к слуховой дифференциации музыкальной ткани. В ансамбль музыкальных способностей входят и музыкально-исполнительские дарования, связанные с данным от природы исполнительским аппаратом: «пианистичность» рук, ловкость и координация игровых движений, объем диафрагмы, тембр и сила ого звучания и другие, в зависимости от вида музыкальной деятельности.

Сочетания различных музыкальных способностей, их особые комбинации, доминирование каких-либо из них индивидуальны в личности каждого музыканта. Главное же, что составляет суть музыкальности, – наличие специфического взаимоотношения между перечисленными способностями и эмоционально-психологической активностью личности в восприятии музыки, т.е.

существование музыкальных способностей в единстве и взаимосвязи с эмоциональной отзывчивостью на музыку.

Не случайно музыкальная педагогика и психология используют понятия «ладовое чувство», «чувство ритма», «чувство формы», которые и выражают единство эмоционального компонента музыкального слуха и его способности к дифференциации, различению элементов музыкальной ткани.

Современной музыкальной педагогикой и психологией осознается и подчеркивается роль взаимодействия психомоторики и органов чувств в музыкальном развитии. В соответствии с этим проявление эмоциональной отзывчивости на музыку и развитие музыкальности в двуединстве составляющих ее компонентов происходит в музыкальной деятельности.

В процессе приобретения специальных исполнительских навыков, шлифовки исполнительских движений развивается и эмоциональный компонент музыкальности. С помощью исполнительских движений и в процессе их освоения происходит «наложение» и приспособление эмоционального фонда личности к эмоциональной структуре музыкального произведения (Готсдинер А.Л.

, 1993, с. 35).

3. Таким образом, для развития у детей музыкальности необходимо включать их в различные виды музыкальной деятельности: пение, игру на инструментах, музыкально-ритмические движения, слушание.

На первоначальных этапах обучения в развитии эмоциональной отзывчивости огромную роль играют выразительные движения под музыку – музыкальная ритмика, способствующая телесному выражению музыкальных эмоций. В работе Е.В.

Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» доказывается, что на начальном этапе музыкального воспитания ребенку необходимо накапливать разнообразные жизненные впечатления и ощущения, связанные со звучанием музыки: речевые, тактильные, зрительные и, особенно, двигательные.

Чем богаче и разнообразнее будет этот первоначальный багаж, тем естественнее ребенок будет осознавать и усваивать смысловую выразительность музыкального интонирования.

В музыковедении существует понятие первичных, «неспецифических» (термин Е.В. Назайкинского) свойств музыки. Ими, например, обладает речевое звучание, не связное со специфически музыкальными закономерностями.

Это громкость (динамика), высота (регистр), плотность и окрашенность звучания (тембр), скорость (темп), пульсация звуковой ткани (метр), ритмика, связанная со структурой словосочетаний (прообраз ритмического рисунка в музыке), эмоционально-смысловые повышения и понижения интонации (прообраз мелодического рисунка), членение речевого высказывания на фразы, предложения и т.д.

(прообраз музыкальной структуры). К первичным свойствам относятся и разнообразные двигательные, пространственные образы интонаций (изменение темпа – замедление или ускорение движения; изменение динамики – приближение или удаление и т.д.) Данный уровень восприятия и понимания музыки соответствует физическому или элементарно-ассоциативному (по классификации Е.А. Ручьевской).

Он связан с возникновением внемузыкальных ассоциаций, основных на синестезии, взаимосвязи различных соматических реакций и представлений: речевых, слуховых, двигательных, пространственных зрительных, тактильных и т.д.

Е.В. Назайкинский выдвинул положение о необходимости данного этапа как первичного и базового в развитии музыкального мышления личности, поскольку он позволяет ребенку «материализовать» музыкальное звучание через движение.

Переживание звучащих образов на элементарно-ассоциативном, физиологическом уровне необходимы ребенку в развитии музыкальных способностей.

Разнообразные эмоционально-двигательные впечатления ребенка составляют содержание первоначального, «протоинтонационного» этапа обучения.

Исходя из этого, особое значение в музыкальном развитии детей приобретает музыкальная игра.

В музыкальной игре дети «входят в роль» образов и персонажей музыки, передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, освоению элементов музыкального языка.

При этом главным «инструментом» является сам ребенок, его тело: голос, воспроизводящий самые разнообразные звуки; выразительные жесты, озвученные с помощью движений, различных предметов и детских инструментов. Одновременно ребенок является и исполнителем, и создателем этой игры.

Музыкальные игры могут получать уточняющие и конкретизирующие обозначения в связи с той формой практической деятельности, в которую они включают детей: игры-пластические импровизации, игры-музыкальные диалоги, игры в рисование музыки, интонационно-ритмические и интонационно-речевые игры, игры со звуками и т.д. Их основная педагогическая задача – реализация эмоционально-образного содержания музыки и воплощающих это содержание художественных структур в разнообразной практической деятельности детей, т.е. своеобразное игровое «исполнение» музыки.

4. Музыкальные игры особенно эффективны в развитии детей дошкольного возраста.

Музыкальные игры представляются эффективным средством диагностики развития эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Процесс эмоциональной передачи музыкальных образов в детских играх-импровизациях может быть исследован и проанализирован педагогом, послужить основой для мониторинга развития музыкальности у детей.

При разработке диагностических заданий по исследованию уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку воспитатель может обратиться к таким музыкальным играм как двигательные импровизации, темброво-шумовой аккомпанемент и рисование музыки. В практике ДОУ эти формы музыкальной игры используются довольно часто.

Дети любят рисовать и двигаться под музыку, играть со звуками детских инструментов и окружающих звучащих предметов, воспринимая это как увлекательное игровое действо, возможность для самовыражения, воплощения своих настроений, чувств и фантазий.

Принцип анализа и оценивания результатов диагностических заданий представлен в следующей схеме.

Характеристика проявлений эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Форма музыкально-игровой Уровень эмоциональной отзывчивости на музыку
деятельности в диагностическом задании высокий средний низкий
Двигательная импровизация под музыку Соответствие характеру музы-кального произведения выбран-ных ребенком танцевальных движений (подскоки, характер-ные шаги, плавное кружение и т.д.);адекват-ность передачи в жестах акцентов, пауз, ярких интонационных оборотов; уместность мимических и вокально-речевых реакций ребенка; увлеченность музыкой и оригинальность придуманных игровых сюжетов в рамках музыкальной композиции. Несамостоятельность выбора типа движений под музыку (копирование других де-тей), невыразительность и не-уверенность движений; неточность и недостаточность отражения в жестах особенностей музыкальной формы; сдержанность или отсутствие мимических и вокально-рече-вых реакций; отсутствие ини-циативы и оригинальности в придумывании игровых сюжетов. Движение, безотносительное характеру музыкального произведения (топтание на месте, перебежки из одного конца зала в другой и т.п.); отсутствие у ребенка интереса к деталям драматургии произведения; эпизодичность внимания к звучащей музыке и переключение на занятия своими делами; неуместность мимических и во-кально-речевых ре-акций.
Рисование музыки Использование в рисунке соответствующих ха-рактеру музыки холодных или теп-лых тонов, ярких, насыщенных или приглушенных оттенков цве-та; передача эмо-ционального со-держания музыки через адекватную выразительность линий (плавные, мягкие очертания или угловатые, резко очерченные и т.д.), создание компо-зиции, соответствующей музы-кальному образу, увлеченность заданием, наличие словесных пояснений к рисунку. Соответствие ха-рактеру звучания выбранной ребенком холод-ной или теплой цветовой гаммы, но при этом однообразие, не-выразительность оттенков цветов и их комбинаций; невыразительность линий рисунка (вялость или, наоборот, прямолинейность); стандарт-ность, неоригинальность сюжета и композиции в целом; аккуратность, старательность, но отсутствие эмоциональной увлеченности при выполнении рисунка. Формальный подход к выбору цветовой гаммы, сюжета, созданию собственной композиции или полное несоответствие ри-сунка заданной те-ме; отсутствие интереса и увлеченности в процессе выполнения задания; небрежность и неэстетичность в оформлении рисунка (грязь, заля-панность, разводы красок и т.д.)
Темброво-шумовой аккомпанемент Соответствие за-данному эмоци-ональному состо-янию найденных ребенком звуко-вых «красок»-об-разов в интонациях голоса, в тембрах детских инструментов, в шумовых эффек-тах окружающих предметов; естественность, гибкость эмо-ционально-рит-мической подстройки при тем-брово-шумовом аккомпанировании музыкальному звучанию: четкое попадание в метроритмическую сетку, адекватное реагирование на па-узы и акценты, на изменения темпа и динами-ки звучания. Несамостоятель-ность в выборе инструментов и шумовых эффек-тов для воплощения заданных эмоциональ-ных состояний, отсутствие твор-ческого подхода к подбору подходящих звуков-«красок», но при этом интерес к звукокрасочным и шумовым эффектам, возникающим в играх со звуками; затруднения в процессе акком-панирования му-зыке: нечеткость выделения пауз, акцентов и сильных долей, рассеянность внимания и недостаточная быстрота реакции на изменения темпа и динамики звучания. Произвольный выбор инструмента для игры, не соотносящийся с заданным эмоциональным состоянием; желание создать как можно больше шума с помощью инструмента или, наоборот, боязнь, нежелание извлекать звуки, отсутствие интереса к звукотворчеству; трудности в эмоционально-ритми-ческой подстройке к звучащей му-зыке: попадание не в такт, невнимание к паузам, акцентам, отсутствие реакции на изменения темпа и динамики звучания.

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2322; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-18051.html

Основные музыкальные способности дошкольников

Структура музыкальных способностей детей

екатерина максимова
Основные музыкальные способности дошкольников

Основные музыкальные способности дошкольников

Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С. А. Рубинштейн писал, что развитие человека, в том числе и музыкальных способностей, в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, – это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.

Б. М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность».

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Теплов выделяет 3 основных вида музыкальных способностей:

ладовое чувство;

музыкально – слуховые представления;

чувство ритма.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л. Л.

Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности,к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Н. А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы:

1) технические (игре на данном инструменте или пение);

2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь,выделяются:

элементарные (гармонический и ритмический слух);

высшие слуховые способности.

Н. А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на:

1) музыкально – эстетические;

2) специальные.

В. Д. Остроменский предлагает разделить музыкально-эстетические способности на эмоционально – и рационально – познавательские, фактически, выделяя эмоциональную сторону музыкальности.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г. М.

Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей.

По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – музыкальный слух и чувство ритма.

При этом в музыкальном слухе он выделил два компонента – перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии).

Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б. М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Дискуссионным остается вопрос – из каких компонентов состоит этот комплекс.

В современной теории и практике чаще всего выделяют следующие музыкальные способности:

звуковысотный слух и чувство лада;

чувство ритма;

чувства музыкальной формы (чувства целого);

музыкально – слуховые представления.

Дадим краткую характеристику представленных музыкальных способностей детей, опираясь на исследования специалистов.

Ладовое чувство – это умение детей воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу. Чувство лада проявляется в узнавании мелодии, точности ее интонирования. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность.

Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоции и музыкального слуха. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание.

Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков, то есть ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

У детей дошкольного возраста высоким показателем ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.

Ладовое чувство у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей проявляется не в одинаковой степени. В младших группах – это лишь эмоциональный отклик на слушание музыки.

Позднее проявляется умение различать мажорную и минорную окраску музыки.

Звуковысотный слух и чувство лада развиваются путем:

восприятия выразительной сущности регистров;

восприятия и воспроизведения звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознания выразительной сущности направления движения мелодии;

последовательного знакомства со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковысотных инструментов;

формирования представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам);

формирования представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках-символах ладовых ступеней, нотной записи;

формирования представлений о ладе и его разновидностях;

определения лада и анализа его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала;

осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя;

осознания значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка.

Чувство ритма.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен.

Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи.

Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности.

Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыкеосуществляется в процессе:

движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах;

различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах);

восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;

усвоения ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; на сочетании, ритм которого ребята могут легко прохлопать, а затем осмыслить;

формированию понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности способствует:

пение в ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном – в маршевых произведениях;

определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;

осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Чувства музыкальной формы (чувства целого). Чувство формы понимается как комплексное формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности,осознания композиционного соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности:

акцентирование внимания детей на развитие элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи;

усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, предложения через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах сопровождений к песням, пьесам (например, фиксация четкого окончания фраз с помощью ритмической остановки или подчеркивания их начала);

усиление ощущения кульминаций мотивов, фраз, главной кульминации периода в процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителем пьес для слушания;

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений;

формирование представлений об интонации, ее важной роли в дальнейшем музыкальном «высказывании», о выразительном и изобразительном содержании интонации;

формирование представлений об интонации как единстве эмоционально – смыслового содержания и средств его воплощения;

формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для простейших инструментов на тему знакомой песни);

формирование представлений о музыкальном образе как отражении жизненных явлений средствами музыки;

формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.

Музыкально – слуховые представления. Эти способности развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально – слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально – слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха.

Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна, человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных.

По классификации, сложившейся в музыкально-педагогической практике, под основными музыкальными способностямиподразумеваются следующие: звуковысотный слух и чувство лада, чувство ритма, чувство музыкальной формы, музыкально-слуховые представления.

Отсюда можно сделать вывод: музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Характерным признаком музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-muzykalnye-sposobnosti-doshkolnikov.html

ТЕМА: Структура музыкальности. Диагностика и развитие музыкальности у ребенка-дошкольника

Структура музыкальных способностей детей

1. Кто дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей

а) Б.М.Теплов

б) С.Сишор

в) Г.Ревеш

г) Б.В.Асафьев

2. Кто не включал в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет ее как единое, неделимое свойство, данное человеку от природы:

а) Б.М.Теплов

б) С.Сишор

в) Г.Ревеш

г) Б.В.Асафьев

3. Кто рассматривал музыкальность как сумму отдельных врожденных, данных от природы способностей:

а) Б.М.Теплов

б) С.Сишор

в) Г.Ревеш

г) Б.В.Асафьев

4. Кто признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные, он подчеркивал, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей:

а) Б.М.Теплов

б) С.Сишор

в) Г.Ревеш

г) Б.В.Асафьев

5. Музыкальность это:

а) способность, требующаяся для занятий музыкальной деятельностью в отличии от всякой другой

б) комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличии от всякой другой

в) комплекс способностей, требующихся для деятельности детей дошкольного возраста

г) комплекс задатков, требующихся для занятий музыкальной деятельностью в отличии от всякой другой

6. Основным признаком музыкальности Б.М.Теплов называет:

а) интерес к музыкальным произведениям

б) музыкальный слух, как многосоставное понятие

в) абсолютный слух, способность человека различать и называть звуки, не имея реального эталона для сравнения

г) переживание музыки, при котором постигается ее содержание

7. В отличии от всех других звуков и шумов музыкальные звуки имеют:

а) высоту и тембр

б) определенную, фиксированную высоту и протяженность

в) высоту, тембр, динамику и длительность

г) высоту и длительность

8. Закончите фразу: ядро музыкальности составляют…

9. Музыкальный слух в широком понимании включает в себя:

а) звуковысотный, тембровый и динамический слух

б) звуковысотный, ритмический, тембровый слух

в) ритмический, тембровый и динамический слух

г) звуковысотный, ритмический и динамический слух

10.Закончите фразу: ладовое чувство – это…

11. Ладовое чувство может обнаруживаться при:

а) узнавании произведения по ритмическому рисунку

б) определении, закончилась или не закончилась мелодия

в) определении силы звучания мелодии

г) узнавании музыкального инструмента

12. Музыкально-слуховые представления – это способность:

а) проявляющаяся в определении, закончилась или не закончилась мелодия

б) проявляющаяся в узнавании мелодий

в) проявляющаяся в определении силы звучания мелодии

г) проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий

13. Закончите фразу: чувство ритма – это…

14. Б.М.Теплов выделяет следующие основные музыкальные способности:

а) ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма

б) ладовысотный слух, чувство ритма

в) ладовое чувство, чувство ритма, музыкальная память

г) ладовысотный слух, музыкальное мышление

15. Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей:

а) ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма

б) ладовысотный слух, музыкальное мышление

в) ладовысотный слух, чувство ритма

г) ладовое чувство, чувство ритма, музыкальная память

16. Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита:

а) при восприятии музыки и пении

б) во всех видах музыкальной деятельности

в) в исполнительской и творческой деятельности

г) в музыкально-ритмической деятельности

17. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях:

а) музыкально-слуховых представлениях и чувстве ритма

б) ладовом чувстве и тембровом слухе

в) ладовом чувстве и звуковысотном слухе

г) ладовом чувстве и чувстве ритма

18. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется:

а) в первые месяцы жизни

б) в 1,5 года

в) в 3 года

г) в 5 лет

19. Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют:

а) усвоения знаний музыкальной грамоты

б) усвоения навыков движения под музыку

в) различения и воспроизведения мелодии по слуху

г) умения сочинять мелодию

20. Воспроизведение мелодии по слуху на музыкальном инструменте развивает:

а) музыкально-слуховые представления у детей

б) ладовое чувство

в) чувство ритма

г) тембровый слух

21. Формирование звуковысотного слуха эффективно:

а) при слушании отдельных звуков

б) в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодий

в) при слушании и воспроизведении отдельных звуков

г) при воспроизведении отдельных звуков

22. Чувство ритма развивается, прежде всего:

а) при восприятии музыки

б) в музыкально-ритмических движениях

в) при пении

г) при игре на детских музыкальных инструментах

23. Для того чтобы обучение носило развивающий характер важно контролировать развитие у детей:

а) навыков и умений

б) музыкальных способностей

в) музыкальной грамотности

г) творческих способностей

24. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно её интонируя, у большинства дошкольников развивается:

а) к году

б) к полутора годам

в) к трем годам

г) к пяти годам

25. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, у детей:

а) получающих достаточно богатые музыкальные впечатления

б) не перегруженных музыкальной информацией

в) родители которых имеют музыкальное образование

г) посещающих детский сад

26. Кто считал, что «если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга»:

а) Н.А. Ветлугина

б) Б.М. Теплов

в) О.П. Радынова

г) Е.В. Назайкинский

27. Диагностика музыкальных способностей различается тем:

а) какие способности выбирает педагог

б) какой возраст у детей

в) какие условия выбираются для её проведения

г) какие способности в структуре музыкальности считаются основными

28. Продолжите фразу: «В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей-…»

29. Любовь и интерес к слушанию музыки является одним из показателей развитости:

а) чувства ритма

б) тембрового слуха

в) ладового чувства

г) музыкально-слуховых представлений

30. Выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки относят к показателям развитости:

а) динамического слуха

б) ладового чувства

в) тембрового слуха

г) чувства ритма

ТЕМА: Методы музыкального воспитания ребенка-дошкольника

1. Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения детей была предложена:

а) А.В.Запорожцем

б) И.Я.Лернер

в) Н.А.Ветлугиной

г) Д.Б.Кабалевским

2. Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий:

а) развитие зрительной активности

б) развитие музыкальных способностей и углубление представлений о средствах музыкальной выразительности

в) развитие индивидуальных способностей и творчества

г) развитие зрительного восприятия

3. Наглядно-слуховой метод в музыкальном воспитании:

а) является вспомогательным

б) является ведущим

в) может быть отнесен к приемам

г) является сопутствующим

4. Назовите основной прием наглядно-слухового метода в музыкальном воспитании ребенка.

5. Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании:

а) является вспомогательным и может быть отнесен к приемам

б) является ведущим

в) является основным

6. Назовите условия и педагогическую целесообразность применения зрительной наглядности в решении задач музыкального развития ребенка.

7. Применение словесного метода при восприятии музыки необходимо:

а) для углубления восприятия музыки детьми

б) для пересказа содержания музыки

в) для изображения конкретных явлений

г) для развития внимания

8. Процесс формирования навыков и умений происходит в основном при использовании:

а) наглядного метода

б) практического метода

в) словесного метода

г) игровых приемов

РАЗДЕЛ III. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА



Источник: https://infopedia.su/4x91c3.html

Структура музыкальности ребенка.. 1. О природе музыкальных способностей 2. Определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная. – презентация

Структура музыкальных способностей детей

1 Структура музыкальности ребенка.

2 1. О природе музыкальных способностей 2. Определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. Характеристика музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей одна из главных задач музыкального воспитании. Два основных вопроса музыкальной педагогики:

3 Б.М. Теплов. Он рассматривает данные вопросы в одной из своих работ Психология музыкальных способностей. В ней он сделал следующее: Дал развернутую характеристику музыкальным способностям Показал динамичные взаимосвязи между: музыкой и переживанием деятельностью и способностями Рассмотрел вопрос развития музыкальности Провел анализ своеобразия музыкальности у детей.

4 Психология музыкальных способностей Б.М. Теплов Г. Ревеш (немецкого психолога представитель Гештальт психология) музыкальность–единое и неделимое свойство данное человеку от природы (не выделял отдельных музыкальных способностей) И С.

Сишора (американский психолог представитель Психологии элементов) музыкальность – сумма отдельных способностей. Он разработал диагностику качеств человека вне зависимости от практики, упражнений, возраста. Данные качества он считал врожденными.

Ведущая роль по его мнению принадлежит сенсорным способностям. музыкальность является врожденной

5 Б.М. Теплов в ходе экспериментов приходит к следующим выводам: в результате не сложных упражнений быстро развивается звуковысотная чувствительность музыкальный слух не имеет никакого отношения к различению колебаний высоты одного звука врожденными могут быть лишь анатома- физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

6 Способности – индивидуальные психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой- либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию ЗУН, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Музыкальные способности – это способности необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Они объединяются понятием музыкальность. Музыкальность – это комплекс способностей требующийся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличии от всякой другой.

Но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

7 Музыкальность (Б.М. Теплов) Общие музыкально-эстетические способности Специальные способности.

Качественное своеобразие специальных способностей необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности (основные музыкальные способности и их сенсорная основа) Богатство и инициативность воображения Инициатива Внимание Волевые особенности Творческие замыслы Эстетическое отношение к музыкальному произведению и музыкальной деятельности т.е. то, что относиться к процессам и свойствам личности, к переживаниям эстетического характера. Между всеми компонентами музыкальности существуют тесные связи.

8 Составляющие музыкальности ( Н. А. Ветлугина) 1.

Комплекс качественно необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности (предполагает знание психологии, индивидуальных особенностей личности с ее интересами, склонностями, волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике), а также владение исполнительскими средствами (голос, тело, технические данные) 2. Синтез эмоционального и слухового компонентов. В независимости от возраста ребенка и этапа его музыкального развития он эмоционально откликается на музыку и действенно- наглядно ориентируется в музыкальных отношениях. 3. На базе единства эмоционального и слухового компонентов складываются две основные музыкальные способности: Способности переживания дифференциации, представления и воспроизведение высотных отношений Способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения музыкального ритма

9 Музыкальная одаренность –качественное сочетание общих (проявляющихся в музыкальной деятельности, но не только в ней: творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы т. д.) и специальных способностей. Музыкальные способности По существу понятие – динамическое Возможности широкой компенсации Являются результатом развития на основе врожденных задатков.

10 Структура музыкальных способностей. 1. Специфика музыкального содержания включает в себя главные функции музыки: изобразительную и выразительную, которые направлены на появление чувств, эмоций, настроения.

Из этого можно заключить что музыка есть эмоциональное познание, а основной признак музыкальности – переживание музыки (эмоциональное переживание). Центром музыкальности являются способности человека эмоционально откликаться на музыкальное содержание. 2.

Музыка – это движение звуков (высота, тембр, лад, динамика и т.д.).

Следовательно существует способность – дифференцировать движущиеся звуки слухом (звуковысотный, тембровый, динамический слух) и способность различать и воспринимать выразительность ритма (музыкально-ритмическое чувство). 3. Основные носители смысла музыкального содержания – звуковысотное и ритмическое движение.

11 Музыкальный слух. Мелодический Гармонический Полифонический Абсолютный Относительный Компоненты Эмоциональный. При восприятие ладовое чувство (различение эмоциональной и ладовой окраски, настроения, чувств). Динамический Тембровый Звуковысотный Слуховой. При воспроизведении музыкально-слуховые представления ( представление о расположении звуков по высоте)

12 Три основных музыкальных способности ядро музыкальности Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма Память Воображение Произвольное (внутренний слух) Не произвольное

13 Структура музыкальности. Ведущие компоненты. Эмоциональный Интеллектуальный Эмоциональный отклик на музыку Музыкальные сенсорные способности. Высота Тембр Динамика Длительность Основные музыкальные способности Ладовысотный слух Чувство ритма Ладовое чувство Слуховое представление

14 Музыкально-сенсорные способности. Различение свойств музыкальных звуков Различение выразительных соотношений музыкальных звуков Качество обследования музыкальных явлений: 1. Вслушивание 2. Узнавание свойств музыкальных звуков 3.

Сравнение по сходству и контрасту 4. Различение выразительного звучания 5. Выделение из комплекса других звуков 6. Воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, игре на музыкальном инструменте 7. Комбинирование звуковых сочетаний 8.

Сопоставление с принятыми эталонами

15 Сенсорный опыт – наличие определенного уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанных с выразительными средствами музыки. Сенсорное воспитание – предполагает решение следующих задач: Формирование слухового внимания детей Концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях Умение устанавливать смену контрастных и исходных звуков и звуковых комплексов.

16 Способности к различным видам музыкальной деятельности.

Способности восприятия Исполнительские способности Творческие способности Способность целостного восприятия Способность дифференцировать восприятие Чистота певческих интонаций качество звукообразования Пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой (ритмика) Координированность, согласованность движений рук Способность к песенному, музыкально игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на музыкальных инструментах. Способность творческого воображения при восприятии музыки

Источник: http://www.myshared.ru/amp/1386409/

Лечение Детей
Добавить комментарий