Технологии методы средства обучения детей

Средства обучения и воспитания

Технологии методы средства обучения детей

   Средства воспитания

  
 1. Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. классные часы, школьные праздники и мероприятия.
 

 2. Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика,в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:

а) выясняют условия совместного выполнения задания;

б) организуют его взаимное обсуждение;

в) фиксируют ход совместной работы;

г) обсуждают полученные результаты;

д) оценивают успехи каждого;

е) утверждают самооценки членов группы;

е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;

ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:

1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;

2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;

3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

3.Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.  Осуществляется через:

  • дежурство по классу, школе;
  • работа на пришкольном участке;
  • летняя трудовая практика

 4. Игра как средство воспитания

Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

  • организационно-деятельностные;
  • соревновательные;
  • сюжетно-ролевые.

 Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка.

Личностно- ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы.

Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. 

Источник: //s_60_spec.edu54.ru/p169aa1.html

Методы, средства и технологии обучения

Технологии методы средства обучения детей
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7Следующая ⇒

Метод обучения — это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.

Классификация методов: традиционные (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео-метод), по назначению(приобретения знаний; формирование умений и навыков; использования знаний; творческая деятельность; закрепления; проверка знаний, умений и навыков), по типу (характеру) познавательной деятельности(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, поисковый, исследовательский)

Основные методы (по Гражданинову): устное, наглядное, по письменным (электронным) источникам

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней.

К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

По составу объектов средства обучения делятся на две группы.

1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.

2. Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п.

По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним относятся: учебные фильмы, аудиозаписи, радиопередачи и т.п

Педагогическая технология – совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

1) Информационно – коммуникационная технология Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Технология критического мышлении. Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

3). Проектная технологи.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Цель технологии – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

4). Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

5). Игровые технологии. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Организационные формы и системы обучения.

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Группы могут быть постоянные, дифференцированные, парные, кооперативно-бригадные

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий.

Лекция, Семинар, Конференция, Экскурсия, Практические занятия, Игра

Системы обучения.

Классно-урочная (Я. А. Каменский).

Суть: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию.

Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Признаки: Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками,

Система интенсивного всестороннего развития для начальной школы (Л. В. Занков) Особенности экспериментальной методики обучения в начальных классах по Л.В. Занкову:

1. В учебный план включаются новые предметы: естествознание, география – с 1-го класса, история – со 2-го класса.

2. Изживается деление предметов на главные и второстепенные, поскольку все предметы одинаково важны для развития личности.

3. Основные формы организация обучения – те же, что и традиционные (урок, экскурсия, домашняя работа учащихся), но они более гибкие, динамичные, характеризуются многообразием видов деятельности.

4. Ученику предоставляются широкие возможности для индивидуальных творческих проявлений (например, дети занимаются литературным творчеством).

5. Особая доверительная атмосфера на уроке, использование в учебном процессе личного опыта самих детей, их собственных взглядов на изучаемые явления.

6. Систематическая работа над развитием всех учащихся – сильных, средних, слабых (а значит, выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, интересов).

Дидактические принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову:

1) обучение на высоком уровне сложности (ученики познают взаимозависимость изучаемых явлений, их внутренние связи);

2) ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении (младшие школьники усваивают не только представления, но и научные понятия);

3) изучение программного материала в быстром темпе (суть этого принципа не в увеличении объема учебного материала, а в наполнении материала разносторонним содержанием);

4) осознание учеником процесса учения (дети подводятся к овладению мыслительными операциями на осознанном уровне).

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: //lektsia.com/4xacad.html

Тема 2.3 Формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников

Технологии методы средства обучения детей

План лекции:

1.Специфика форм и средств организации обучения и воспитания дошкольников

2.Сущность методов и приемов обучения и воспитания в дошкольной организации

Цели:

– ознакомление с формами, методами и средствами обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения

– ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

– ОК.9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

Время: 2 часа

Литература:

1. Гуров, В.Н. Педагогические теории, системы, технологии в дошкольном образовании [Текст]: учебное пособие / В.Н. Гуров. – Ставрополь.: Академия, 2014. – 185 с.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.

1.Специфика форм и средств организации обучения и воспитания дошкольников

Форма обучения – это способ организации деятельности обучаемых, определяющих количество и характер связей участников процесса обучения.

Традиционно выделяется три формы организации обучения:

Формы организации обучения   Особенности
Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. /Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере./
Подгрупповая (индивидуально- коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. /Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность./
Фронтальная. Обще групповая(работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание). Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. /Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; непосредственно образовательная деятельность овладения умениями и навыками; непосредственно образовательная деятельность применения знаний, умений и навыков; непосредственно образовательная деятельность обобщения и систематизации знаний; непосредственно образовательная деятельность проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная непосредственно образовательная деятельность по комплексу её основных задач./

Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?

Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.

С 1953 и до 2010 основной формой организации обучения детей в детском саду – было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия.

В каких формах организуется обучение детей в детском саду?

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, художественно-творческую.

В свете ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.

Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

Средства обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОО. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

· учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

· тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). визуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

· учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

· гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

· учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

· сотворчество педагога и обучающегося;

· приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.

Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада.

Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представленийимеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

2.Сущность методов и приемов обучения и воспитания в дошкольной организации

Метод – означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Прием– часть метода, его конкретный элемент.

Каждый метод состоит из определенных приемов. Прием обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образуем метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Выбор методов обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия, от личности педагога, от его способностей, ответственности.

В современной педагогике существуют разнообразные классификации методов обучения.

Е.Я.Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности детей в познавательную деятельность.

К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным – методы, организующие самостоятельную работу (работа с книгой, лабораторный метод).

Интересную организационную классификацию предложил Ю.К. Бабанский. Он впервые выделил особую группу методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее практичной в дидактическом отношении представляется классификация по дидактическим целям, разработанная М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым. Они исходили из того, что если методы обучения представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделять на следующие группы:

– методы приобретения новых знаний;

– методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

– методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Иной подход был использован Е.И.Перовским и Д.О.Лордкипанидзе, предложившими классификацию по источникам получения знаний.

Они считали, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания обучающиеся. На этой основе они выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические.

При таком подходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:

а) словесные

методы – на устное или печатное слово;

б) наглядные

методы – на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

в) практические

методы – на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков. Эта классификация оказалась довольно простой.

Видимо, поэтому она получила широкое распространение.

Дата добавления: 2017-02-11; просмотров: 7695 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: //lektsii.org/14-30281.html

Технология средств обучения

Технологии методы средства обучения детей

Определение 1

Технология средств обучения – совокупность средств и методов осуществления теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, позволяющих в полной мере реализовывать образовательные цели и задачи.

Технология средств обучения неразрывно связана с соответствующим научным проектированием, когда цели заданы однозначно, присутствует возможность поэтапных измерений, осуществляемых объективно, анализ и итоговая оценка полученных результатов.

Технология средств обучения включает:

  1. дидактические процессы – предписания способов деятельности;
  2. условия, в которых данная деятельность реализуется;
  3. средства осуществления этой деятельности.

Наиболее сложным в технологии обучения является проблема описания личностных, индивидуальных качеств учащихся. Выбранная концепция структуры личности может использоваться на всех этапах педагогического процесса. Однако личностные качества нужно интерпретировать в диагностических понятиях.

Методика диагностического описания интеллектуальных качеств личности и ее личностного опыта представляет собой совокупность определенных параметров, критериально-ориентированных тестов, служащих для контроля уровня достижений учащимися поставленных целей обучения с диагностической целью.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Выбор технологии средств обучения обусловлен характерными особенностями дидактической задачи, он подчиняется правилам принятия наиболее рациональных и оптимальных решений. Выбор способа деятельности происходит с использованием алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности обучаемых) и алгоритма управления.

Построение алгоритма функционирования основано на психологической теории усвоения знаний.

Схема алгоритма функционирования помогает выстроить управляемый дидактический процесс и включает несколько этапов обучения: ориентировка (создание представления о целях и задачах усвоения предмета; понимание выбранной последовательности приемов изучения и содержания предмета); исполнение (изучение межпредметных связей, отдельных тем курса и т.д.); анализ, контроль и корректирование процесса обучения.

Алгоритм управления представляет собой систему правил оценивания, анализа, контроля и коррекции познавательной деятельности для достижения целей обучения. Для достижения каждой конкретной цели используется строго определенный алгоритм управления.

Педагогическая технология

Определение 2

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор и компонование форм, методов, средств, способов и приемов обучения. Педтехнология реализуется в технологических процессах, ориентированных на конкретный результат в педагогической деятельности.

Учебно-воспитательный процесс реализуется благодаря разным технологическим подходам: тесты, оценивающие умственные способности; различные схемы и наглядные пособия для получения и отработки соответствующих навыков; организационные структуры создания условий для соревнования, самоуправления, единых требований самообслуживания.

Особенности педагогической технологии:

  • различные педагогические цепочки имеют разный воспитательный потенциал (некоторые призваны подавлять творческую инициативу путем применения к последовательности главных элементов программы жестких требований, другие формируют благоприятную почву для развития и совершенствования сознательной активной мыслительной работы;
  • каждая технологическая система, звено, прием, цепочка нуждаются в определении наиболее целесообразного положения в педагогическом процессе;
  • любая технология обучения нуждается в непосредственном человеческом участии и общении;
  • способность содержания средств и методов обучения и воспитания подвергаться определенному кодированию, сохраняя при этом учебно-воспитательные возможности;
  • творческое преломление технологии обучения сквозь личность как педагога, так и учащихся;
  • тесная взаимосвязь с психологией, так как любое звено в технологии обучения более эффективно, когда обладает психологическим обоснованием.

Цели и задачи технологии средств обучения

Основные задачи технологии средств обучения:

  • отработка и закрепление знаний, навыков и умений в различных сферах деятельности;
  • пробуждение у обучающихся интереса к интеллектуальным занятиям, формирование и развитие способностей к умственному труду и мыслительной деятельности, осмысление закономерностей и фактов науки;
  • формирование, отработка и закрепление социально значимых привычек и форм поведения;
  • развитие у обучающихся умений самостоятельного планирования, возможности систематизировать собственную самообразовательную и учебную деятельность;
  • обучение работе и взаимодействию с технологическим инструментарием;
  • воспитание привычки следования требованиям технологиям обучения в организации общественно полезного труда и учебных занятий.

Замечание 1

Основная цель технологии обучения – достижение гарантированных результатов в обучении и воспитании, их воспроизводимость и повторяемость с наименьшими затратами средств, времени, интеллектуальных и физических сил.

Специфические цели технологий обучения:

  1. Адаптивная технология – обучение приемам и способам самообразования, исследовательской деятельности, самоконтроля; формирование и совершенствование умений самостоятельной деятельности в процессе приобретения знаний, развитие умственных способностей учащихся.
  2. Интегральная технология – развитие интеллектуальных способностей и стимулирование интереса в обучении, обогащение старшеклассников интегрированными знаниями.
  3. Технология полного усвоения знаний – обучение способности добиваться высоких результатов в усвоении и применении полученных знаний, навыков и умений.
  4. Технология проблемного обучения – развитие индивидуальных умственных особенностей и процесса мышления; стимулирование интеллектуальной активности; формирование способов умственной деятельности, внутренних мотивов обучения, творческих способностей; обучение самостоятельному поиску путей решения проблемы; формирование нестандартного, творческого мышления, свободного от штампов и стереотипов.

Источник: //spravochnick.ru/pedagogika/sredstva_obucheniya_i_ih_klassifikaciya/tehnologiya_sredstv_obucheniya/

Лечение Детей
Добавить комментарий