Телесно ориентированные упражнения детей

Телесные блоки: 7 упражнений Вильгельма Райха

Телесно ориентированные упражнения детей

Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции

Телесно-ориентированная терапия: упражнения 

Вильгельм Райх ввел такое понятие как «мышечный панцирь», исходя из того, что страхи и другие эмоции человека подавляются не только в подсознание (бессознательное), но и в мышцы, образуя тем самым мышечные (мускульные) «зажимы» и излишние психологические защиты, приводящие человека к невротическим расстройствам.

Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции. А психоанализ и другие психотерапевтические техники, избавят вас от негативов, сохраненных в подсознании.

7 групп мышц, образующих зажимы и панцирь с удерживаемыми эмоциями:

  1. область глаз (страх);
  2. область рта: мышцы подбородка, горла и затылка (гнев);
  3. область шеи (раздражение);
  4. грудная клетка (смех, печаль, страсть);
  5. область диафрагмы (ярость);
  6. мышцы живота (злость, неприязнь);
  7. область таза (возбуждение, гневливость, удовольствие)

Телесно-ориентированная психотерапия — упражнения для снятия мышечно-эмоциональных зажимов

1. Для этого усядьтесь (или прилягте) поудобней. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов — расслабьтесь. Переключите фокус своего внимания на область глаз, отвлекитесь от внешнего мира и от насущных проблем — расслабьтесь еще больше.

Выберите любую точку (пятно) напротив себя и сфокусируйте взгляд на ней. Представьте что-то страшное, ужасное, пугающее вас в этой точке и широко-широко расширьте глаза (как будто вы чего-то очень испугались).

Проделайте это несколько раз.

Сфокусируйте взгляд снова на точке, сделайте несколько вдохов-выдохов — расслабьтесь.

Теперь, глядя на точку, сделайте круговые движения глазами (20 раз в одну сторону и 20 в другую).

И, напоследок, выполните движения глазами влево-вправо, по диагонали и вверх-вниз — несколько раз.

Закончите первое упражнение телесноориентированной терапии глубоким дыханием и расслаблением.

Если у вас есть не отработанные глубокие стрессовые расстройства, перенесенные психотравмы, приносящие душевные страдания и переживания, то для их отработки вам поможет техника Шапиро (метод ДПДГ — Десенсибилизация Посредством Движения Глаз).

2. Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на раскрепощение мышц орального спектра — подбородок, горло, затылок.

Чтобы отработать накопленные эмоции, разжав эти мышцы, вам придется немного «по обезьянничать» и «покривляться» перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, представьте как можно ярче, что вам хочется поплакать, даже пореветь в голос. Начните рыдать как можно громче, при этом имитируя реальный плач с гримасничанием, искривлением губ, кусанием, громким рёвом…вплоть до имитации рвоты.

Уделите этому упражнению несколько минут.

Помните, что если вы будете вспоминать реальные ситуации из жизни, где вам хотелось пореветь (поплакать в голос), но вы сдерживали себя, вы удалите эмоции не только из мышц, но и из подсознания.

3. Третье упражнение телесно-ориентированной терапии поможет вам разжать глубокие мышцы шеи, которые невозможно помассировать руками

Здесь вам нужно изобразить гнев, злость, ярость, опять же ярко представляя такую ситуацию из жизни, и как следует покричать (поорать), можно со слезами. Изобразить рвоту и вопли (цель — не надорвать голос и горло, а напрячь и расслабить мышцы).

Можно побить подушку, представляя себе объект гнева и агрессии.

Упражнение выполнять до естественного «остывания» (отработки эмоции).

4. Четвертое упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на расслабление и разжатие мышц и органов грудной клетки, плеч, лопаток и всей руки

Здесь важнейшим аспектом является правильное дыхание, направленное на глубокий вдох и полный выдох.

Для выполнения этого упражнения вам подойдет дыхание животом, в отличие от обычного, грудного дыхания.

Для раскрепощения мышц плечевого пояса, лопаток и рук, вам нужно поработать, например используя подушку (или боксерскую грушу), над нанесением ударов, страстного «удушения», сжатия кистями и разрывания руками предмета.

При этом, как и в прошлых упражнениях, вам нужно ярко представлять ситуации из жизни, где вы сдерживали гнев, плач, громкий смех («ржач») и свою страсть (например в сексе).

5. Здесь, в пятом упражнении, телесно-ориентированная терапия направлена, в первую очередь, на работу с диафрагмой, используя диафрагменное дыхание, как и в предыдущем упражнении.

Вы четко можете обнаружить «мышечный панцирь» этой области тела, если ляжете на ровный пол и заметите «приличный» промежуток между полом и позвоночником. Это показывает излишнюю выгнутость позвоночника вперед, что, в свою очередь, затрудняет полный выдох и отработку эмоций.

Поэтому, это упражнение, включающее работу с правильным, диафрагменным дыханием и имитацией рвотных движений, нужно выполнять после отработки первых четырех (области глаз, рта, шеи, груди).

6. Телесно-ориентированная психотерапия в шестом упражнении поможет вам отработать зажимы мышц живота и поясницы — неосознанный страх нападения, злость, неприязнь.

Здесь вы можете использовать дыхание животом (втягивание-выпячивание), как в четвертом и пятом упражнении. Напряжение и расслабление этих мышц. А также подойдет обычный оздоровительный, классический мануальный массаж этих областей.

Следует помнить, что к шестому упражнению следует переходить после отработки первых пяти.

7. И последнее, седьмое упражнение телесно-ориентированной терапии направлено на самую интимную область — область мышц таза, в том числе глубоких, которые затруднительно (или вообще невозможно) массировать руками, а также бедра, включая внутреннюю часть с областью паха, коленный сустав, голень и стопы с пальцами ног.

Эта группа мышц — крестец, ягодицы и, особенно, глубокие мышцы тазового дна (лобково-копчиковая мышца, образующая лонно-влагалищную мышцу у женщин и лонно-простатическую мышцу у мужчин — так называемые «мышцы любви», а также лонно-уретральной и лонно-ректральной мышц у обоих полов) — отвечает за подавленное половое возбуждение и сексуальное удовольствие.

Чтобы убрать этот панцирь и отработать гнев, накопленный в области таза, вам необходимо лечь на ровный пол и, создав мышечное напряжение, бить ягодицами по полу и лягать ногами. При этом можно кричать.

Конечно, для мышц в области крестца, ягодиц и самих нижних конечностей, подойдет классический мануальный массаж, проведенный специалистом или обученным партнером.

Мануально (руками) массировать глубокие «мышцы любви», для высвобождения чувства возбуждения, удовольствия и сладострастия — согласится далеко не каждый (не каждая), т.к. необходимо проникновение во влагалище и/или прямую кишку. Разве что это будет делать специально обученный сексуальный партнер, притом, к которому есть полное доверие.

Но, в принципе, такого проникновения и не понадобится, т.к. освободить от эмоциональных зажимов глубокие интимные мышцы таза вы сможете и самостоятельно.

Для этого вам подойдут упражнения не только телесно-ориентированной психотерапии, но и физические упражнения для лобково-копчиковой мышцы, разработанные Арнольдом Кегелем.

Суть упражнений Кегеля проста — нужно в течении дня, по нескольку раз (за день 150 и более) сокращать и расслаблять лонно-копчиковую мышцу — это очень просто и незаметно для окружающих.

В субъективных ощущениях это как бы напрягаться для испражнения (мочевого, кишечного), потом расслабляться, затем напрягаться как бы для сдерживания испражнения. И так несколько повторов за раз. И несколько раз за день. Главное здесь — иметь пустой мочевой пузырь и кишечник.

Для взрослых, влюбленных или супружеских пар, при проблемах в постели, подойдут даосские сексуальные практики древнего Китая («сексуальное кунг-фу»), направленные на общее оздоровление, продление жизни, духовное развитие и, конечно, искусство любви и удовольствия. опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/166214-7-uprazhneniy-rayha-izbavlyaemsya-ot-telesnyh-blokov

Телесно-ориентированная терапия для детей

Телесно ориентированные упражнения детей

Профессиональный курс “Телесно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход”

Что такое детская телесно-ориентированная терапия? В чем ее уникальность? Почему она столь эффективна?

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать.

У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга.

Ведь мы же не плачем, когда хотим кушать или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений.

Если это радость, то и тело «радуется»: оно расширяется, мышцы расслабляются. А если негативные чувства – то и тело также «горюет, тоскует и гневается». Это проявляется в напряжении основных групп мышц, которые могли бы помочь дать обидчику сдачи или убежать; сердце начинает биться чаще, повышается давление и пр.

А теперь еще раз снова вспомним о том, что детки в младенчестве были абсолютно телесными.

И они справлялись с помощью имеющегося у них напряжения следующим способом: Они срыгивали, если было напряжение в горле или животике от лишнего съеденного или попавшего воздуха.

Еще они писали, когда было напряжение в области мочевого пузыря. Еще они дергали ручками или ножками, если что-то их беспокоило.

Как психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению

А теперь посмотрим: что происходит, скажем, при энурезе? Тело малыша знает, что мочеиспускание помогало ему справиться с напряжением. И теперь, когда напряжение внутри малыша зашкаливает, его тело «приходи ему на помощь».

А напряжение может быть из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика или сестренки или возникновения обычного детского страха: «я больше родителям не нужен, они меня больше не любят».

И получается, что изначально психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению. Такие болезни, как энурез, принято относить к разряду «психосоматических», то есть возникающих по психологическим причинам.

Также к детским психосоматическим заболеваниям относят нарушения пищеварения (склонность к рвоте, спазмы, запоры), тики, навязчивое сосание пальца или грызение ногтей, кожные заболевания, аллергия, бронхиальная астма, расстройства сна и аппетита.

И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированную психотерапию. Она позволяет малышам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается еще и в том, что малыш сам толком не может сформулировать свое беспокойство.

Даже взрослому, подчас, бывает трудно понять: какие эмоции он испытывает, что мешает ему жить радостно. А уж ребенок, особенно маленький, может и вовсе не осознавать тех негативных эмоций, которые у него есть.

Как работает телесно ориентированная терапия?

Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.

При этом малыш не теряет осознания происходящего, в отличие от различных гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному «кинестетического транса». Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в его психику, опасности применения данного метода и пр.

Фактически, Вы сами работаете телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко-крепко обнимаете свое чадо, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его.

Так вот пассивная работа и представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.

Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.

Более подробно об этих играх можно будет прочитать в статье «Игры в тигры». Здесь лишь упомяну, что эти игры позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями.

Они позволяют стать ближе, роднее друг другу, избавится от обоюдных обид и претензий. Одной из основных задач для психолога в рамках данного направления является обучение родителей и малышей этим играм, чтобы они смогли самостоятельно играть дома и тем самым проводить профилактику возможных проблем.

Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности.

Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности.

Если такие проблемы есть в Вашей семье, то в первую очередь Вам стоит задуматься: с чем может быть связаны его проблемы? Может быть с атмосферой в семье? Может быть, выбранный Вами стиль воспитания не эффективен? И, разумеется, чем раньше Вы начнете решать проблему, тем легче будет все изменить.

Ведь здоровый и радостный малыш – это счастье любого родителя!

Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: Телесно ориентированная терапия для детей , телесно-ориентированная терапия

Источник: https://or-sun.ru/telesno-orientirovannaya-terapiya-dlya-detok/

Польза телесно-ориентированной терапии для детей и взрослых. Основные лечебные упражнения. Отзывы и мнения специалистов

Телесно ориентированные упражнения детей

Среди огромного количества методов, способов и приемов, направленных на устранение неврозов, особняком стоит телесно ориентированная терапия, упражнения которой придуманы еще в первой половине XX века.

Об уникальном методе и учении Вильгельма Райха, о том, как терапия помогает и почему это работает, вы можете узнать из этой статьи.

А еще в этом обзоре для вас подробное описание упражнений для начинающих, для детей, а также для тех, кто пребывает в состоянии депрессии и страдает от панических атак.

Телесно-ориентированная терапия – что это?

Начало этому методу положил Вильгельм Райх, один из самых известных учеников Зигмунда Фрейда. Он отдалился от психоанализа и начал работать с техниками, воздействующими непосредственно на тело. У Райха было много последователей – И.

Ролф, Г. Бойенсен, Ф. Александер, М. Розен. Первым же методом телесной психотерапии, получившим научную аккредитацию, стал Биосинтез авторства Д. Боаделлы. В России же под телесно-ориентированном терапией понимается и Метод Фельденкрайза.

Любые негативные эмоции и переживания приводят к возникновению «зажимов» в теле и как следствие в к болезни

Основоположник направления Райх вывел понятия характерологического панциря (мышечного или мускульного). Определенные зажимы в теле случаются в ответ на беспокойство, напряжение, тревожность.

То есть, проблема психоэмоционального характера приводит к соматическим недугам. Например, защитный панцирь в области глаз удерживает слезы и страх, но приводит к ощущению неподвижной маски в зоне зрительного анализатора.

И таких сегментов панциря в организме человека 7.

Если, например, у человека напрягаются поясничные мышцы, это, по мнению Райха, может быть связано со страхом падения.

Панцирь в районе диафрагмы (вследствие чего может развиться искривление позвоночника) связан с подавлением сильного гнева.

И так Райх и его сторонники последовательно описывают все те возможные психологические проблемы, которые приводят к мышечным зажимам и развитию телесных патологий.

Суть терапии

Телесно-ориентированная терапия строится на предположении, что тело человека «помнит» все – эмоции, чувства, значимые ощущения. И если эмоции были не отреагированы, а травматичные воспоминания сдержаны, они остаются в теле как следствие механизма работы психологической защиты.

Терапия сводится к тому, что мышечное напряжение нужно прорабатывать, а подавленным эмоциям нужно дать возможность проявиться. И это избавляет человека не только от психоэмоциональных проблем, но и учит его грамотной телесно-эмоциональной регуляции. Терапия учит пациента быть в согласии с собственным телом, правильно использовать его богатые ресурсы.

Внимание! С 1998 года Минздрав РФ включил методы телесно-ориентированной терапии в список рекомендованных к использованию психотеравтических методов.

Сегодня такая терапия не сводится только к разработкам Райха. Биосинтез Боаделлы, к примеру, работает с массажем и мышечными упражнениями.

Рольфинг заключается в проработке растяжения мышц, метод Александера заключен в выработке правильной осанки и походки. А Герда Бойесен усовершенствовала метод массажа.

Снимают телесное напряжение и методы, которые связаны с танцем (танцевательно-двигательная терапия, метод Фольденкрайза).

Предлагаем вашему вниманию лекцию специалиста в области телесно-ориентированной терапии, доцента, кандидата психологичеких наук Владимира Мохова.

Польза и вред

Первое и главное – человек, которые соглашается на такую терапию, должен изначально принимать ее условия и доверительно относиться к специалисту. При скептическом отношении к методу, вряд ли он сможет выполнять упражнения грамотно, а в таком случае, ожидать того, что желаемое расслабление наступит, нельзя.

Телесно-ориентированная терапия помогает:

  • избавить человека от фобий (например, страха высоты или замкнутого пространства);
  • избавиться от чувства вины и синдрома «вечного должника»;
  • справляться с агрессией;
  • учиться правильно «продышать» стресс;
  • контролировать свои эмоции.

На занятия по терапии ходят люди, которые страдают и от таких серьезных недугов как бронхиальная астма, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, язва желудка, сахарный диабет и т.д.

Они знают, что ухудшение состояния и обострение симптомов болезни часто связано с неумением правильно реагировать на стресс.

Потому с помощью техник телесно-ориентированной терапии они стараются обрести контроль над своим телом, умением успокаиваться в сложной ситуации, владеть эмоциями и правильным реагированием.

Сеанс телесно-ориентированной терапии

Основной возможный вред телесной терапии – это отказ от всякого другого лечения. Если у больного стоит серьезный соматический диагноз, а он занимается только с психотерапевтом, ходит на телесные практики, он упускает время лечения – традиционного, классического.

Есть и такие вполне конкретные риски, как некорректное проведение лечения. Какое-то время была мода на холотропное дыхание. Так называют метод изменения сознания за счет изменения количества углекислого газа и кислорода в организме. Метод может быть действенным, но он является и потенциально опасным.

Потому подойдет телесно-ориентированная терапия людям, которые не отказываются от основного лечения (в случае его необходимости). Она подойдет и детям, если с ребенком будет работать квалифицированный специалист.

Упражнения для новичков

В данной подборке – 3 базовых упражнения, с которых можно начинать практику. Они подойдут новичкам, а также тем, кто пытается понять, подойдет ли им этот метод.

3 упражнения для начинающих:

  • Арка. Нужно встать, расставить ноги на ширину плеч, повернув немного носки внутрь. Колени следует максимально согнуть, пятки не отрывая от пола. Кулаки уприте в поясницу, постарайтесь качественно прогнуться назад. Дышите животом. Позу удерживайте около минуты. Прислушайтесь к себе: какие участки вашего тела напряжены. Если вам удается расслабиться, ноги начнут дрожать. Это нормальная реакция.
  • Снятие зажима. Вам нужно сесть в изначально неудобную для вас позу. Оглянитесь, не поворачивая при этом туловища и плеч. Прижмите к ключице подбородок. Подайте плечи вперед. Коснитесь пальцами руки задней ножки стула. Сконцентрируйтесь на мышечном зажиме, постарайтесь снять его усилием воли. Сразу может и не получиться, но при грамотном выполнении вы добьетесь своего.
  • Напряжение/расслабление рук. Согните руки, держите их параллельно полу перед грудной клеткой. Глаза закрыты, дыхание легкое и равномерное, кулаки крепко сжаты. Сожмите кулаки так, чтобы почувствовать вибрацию мышц. Дышите все так же легко. Напрягайте мышцы до появления приятной, легкой боли. Опустите руки, чтобы они повисли вдоль тела. Расслабьтесь, откройте глаза. Делайте упражнение, пока не почувствуете тепла в руках.

Эти упражнения дают результат быстро, если вы, конечно, стараетесь и концентрируетесь. И даже по ним можно понять, готовы ли вы продолжать дальше, и станет ли такой метод вашим помощником.

Упражнения для детей

Такими упражнениями пользуются врачи и психологи, инструкторы ЛФК, воспитатели, учителя. Они рекомендованы детям, которые часто и подолгу пребывают в плохом настроении, которые отличаются стереотипными движениями любого характера. Заикания, энурез, тики, подергивания также могут быть показаниями к телесно-ориентированной терапии для детей.

Примеры детских упражнений:

  • Объятия. Это самое простое, но действенное упражнение. Дети стоят в кругу и начинают обнимать соседа слева, справа, взрослого руководителя. Очень часто первые «обнимашки» сдержанные, зажатые. Но впоследствии ребенок расслабляется, и это главная цель упражнения.
  • Пингвинчики. Чтобы согреться, эти птицы сбиваются в кучу, а те, кто оказались с краю, должны попасть в центр. В данном случае педагог или медик называет имя ребенка, который оказался с краю, и его задача попасть в центр теплой кучки.
  • Мячик. Ребенку предлагают лечь на спинку и катать мячик по животику. Он может представлять, что мячик – это маленькое солнышко, которое согревает его своим теплом.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Слово «лечение» из уст взрослого появляться не должно. Родители тоже могут освоить некоторые приемы, упражнения, и проводить их с малышом дома, в семейном кругу.

Упражнения при депрессии

Первая помощь при депрессии – это работа с границами и опорами, т.е. совместная деятельность пациента и терапевта. Клиент укладывается на кушетку, по желанию укрывается теплым пледом. Терапевт может включить расслабляющую музыку, зажечь арома-свечи.

По 10 минут уделяет специалист ступням клиента – именно поддерживает их. О самочувствии он спрашивает пациента. Затем ноги сгибаются, разгибаются, далее терапевт переходит к поддержке рук.

В последнюю очередь специалист работает с головой – подкладывает под плечи руки, находясь позади пациента. Возможен легкий массаж.

Очень важны в случае депрессии упражнения на принятие себя. Задача пациента – определить собственные границы. С закрытыми глазами нужно отложить на стене свой рост, ширину плеч и бедер, а затем сравнить эти результаты с реальными.

Следующее упражнение – изучить контуры тела, поэтапно прикладывая ладонь к разным участкам тела.

Важно поймать момент напряжения: какие прикосновения заставляют мышцы напрячься, застыть? Это помогает узнать себя лучше и определить точки неприятия.

Подобных упражнений очень много, и, несмотря на их простоту, они чрезвычайно действенны. Начинать работу нужно с терапевтом, постепенно добавятся и самостоятельные занятия. Помогут они тем людям, что испытывают депрессивные состояния, и уже не видят ресурсов для самопомощи.

Упражнения от панических атак

С научной точки зрения паническая атака является приступом острой тревоги вследствие стресса, связанно с выплеском адреналина и кортизола. Первое и главное упражнение в такой ситуации – вернуть внимание с тревожных мыслей на собственное тело, постараться максимально расслабить мышцы.

3 спасительных шага при панической атаке:

  1. Сделайте 8-10 глубоких вдохов и выдохов, но комфортных для вас (не перестарайтесь).
  2. Оцените, в какой части тела мышцы наиболее напряжены. Расслабьте их, ориентируясь на самонаблюдение.
  3. Не думайте о том, что у вас болит и как бешено колотится сердце. Говорите что-то вроде: «со мной все в порядке, это просто страх, сейчас все придет в норму».

Важны любые работающие релаксационные техники. Многим помогает банальное переключение внимание, сосредоточенность на сторонних предметах (вплоть до узоров на потолке).

Отзывы

Елена Кириллова: До зрелого возраста я страдала от страхов, комплексов, вечного чувства вины. А потом сломала руку и начала ходить на ЛФК.

Мне попался замечательный врач, который работал с группой именно с ориентированным на телесность подходом. Мы учились расслабляться, правильно дышать, чувствовать осанку.

Так я заинтересовалась телесной терапией, и сейчас она у меня вместо фитнеса.

Игорь: По второму образованию я психолог, и по Райху писал диплом. Стал посещать группу по Биосинтезу, строго с научной точки зрения пришел туда. И, знаете, она помогла решить мне и личные проблемы.

Например, я высокий с детства, вечно сутулился. А теперь хожу «плечи назад». И даже приостановил проблемы со зрением, хотя оно падало стремительно.

Но ищите специалистов, уж очень много стало коучей, которые мало понимают, что они делают.

Мнение специалистов

Дмитрий Атланов, телесно-ориентированный терапевт, психоаналитик, кандидат философских наук уверяет, что человеку может помочь все – телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, смыслотерапия. Но только если все это включено в Системную психотерапию, и сам человек готов работать с ней, а не вырывать знания и умения фрагментарно.

Рекомендуем вам посмотреть полную версию лекции Дмитрия Атланова.

Если вы не считаете телесно-ориентированную терапию единственным средством возможного лечения, если не отказываетесь от той терапевтической тактики, что предлагает вам врач, у вас есть шансы применить знания и умения себе во благо. Ищите опытных специалистов, включайтесь в работу, делайте это системного и регулярно, и ваш организм станет в возможной степени управляемым, гармоничным, послушным вам.

Автор статьи Катерина Иванова: «Еще во время учебы в ВУЗе я увлеклась научно-исследовательской работой в области медицинской психологии.

И уже 15 лет тема ЗОЖ интересует меня и как исследователя, и как сторонника здорового образа жизни.

Фитотерапия, правильное питание (но не диеты!), физические нагрузки (ЛФК, кардио-тренировки, фитнес), забота о психологическом здоровье, активный отдых – это то, что есть в моей жизни».

Статью прочитали: 2 216

Расскажите друзьям:

Источник: https://naturopiya.com/metody-terapii/polza-telesno-orientirovannoj-terapii.html

Статья «Техники телесно-ориентированной терапии для детей старшего дошкольного возраста»

Телесно ориентированные упражнения детей

Техники телесно-ориентированной терапии

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                             Шатохина Оксана Викторовна

                                                                педагог-психолог Д/с «Берёзка» р.п. Чишмы

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.

Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям.

В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту.

Популярность телесно-ориентированной психотерапии в современном мире, несомненно, растет. Важным достоинством телесной психотерапии является также широкое применение разнообразных техник.

Мы в своей работе применяем данные техники для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5—7лет), ориентируясь на программу Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».

Данная программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка, принципа единства и гармонии развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Задача телесно-ориентированного подхода — распускание мышечных зажимов.

Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза.

Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела. Вот пример — возбуждённый и беспокойный ребёнок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться.

Нередко приходится видеть, как пытаясь успокоить расшалившегося ребёнка, родители или воспитатель усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребёнок в этом случае не может усидеть на месте. Взрослый может наказать малыша, накричать на него.

Тогда ребёнок взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.

Важным моментом социализации ребёнка сегодня является его способность контролировать телесные проявления, что тесно связано с формированием основных черт психики. У ребёнка возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля.

 На начальных этапах необходимо научить детей дифференцировать состояние напряжения – расслабления отдельных мышечных групп.

Я помогаю ребенку, обозначая прикосновением соответствующую мышечную группу и сочетая состояние «как будто» с эмоциональным выражением в свободной форме или в виде стихотворения.

Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку.

Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются.

Чем больше мы будем настаивать, тем сильнее будет зажим, так как возникает конфликт-незнание. Не боритесь с ним. Если у ребенка действительно не получается, лучше поискать приемлемый для него способ.

Часто дети сами подсказывают нужные варианты, надо только внимательно отнестись к этому.

Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем. Следует помнить, что в отличие от взрослых у детей все начинается с большого движения. Лишь когда усвоено большое движение, можно переходить к более мелким.

Привожу примеры упражнений, используемые в работе с детьми – упражнение «Глазки бегают по кругу» Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево -вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.

https://www.youtube.com/watch?v=W1HoiUN8BTY

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали – спрятались (зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Упражнение «Гляделки» Сидя напротив друг друга, смотреть в глаза друг другу, стараясь запомнить цвет глаз, угадать настроение (грустные они или веселые и т.д.). В группе можно устроить групповые гляделки». Дети садятся на стулья, расставленные в две шеренги друг против друга.

Упражнение «Пчела на носу» Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.

Села на нос мне пчела,

Не легка, не тяжела.

Я руками не машу,

Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,

А когда его расслабил,

То пчелы и след растаял.

При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица.

Упражнение «Надуваем и втягиваем щеки» Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы «задувая» свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение «Рот на замочке» Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот «на замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их.

У меня есть свой секрет,

Не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться,

Ничего не рассказав (4-5 секунд).

Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

Упражнение «Горошина» Прижать кончик языка к правой щеке и надавливать на нее. Пауза. Затем прижать кончик языка к левой щеке и надавливать на нее. Расслабить мышцы.

Упражнение «Сердитый язык» Упереть переднюю часть языка в верхние зубы. Затем расслабить мышцы.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Упражнение «Ленивая кошечка» Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнеся звук «а».

Упражнение «Лимон» Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю, сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю, сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

А руку расслабляю.

Упражнение «Полное дыхание» Встать прямо или лечь на пол. Положить руки на верхнюю часть живота. Представить, что под ладонями – воздушный шарик. Вдох – шарик надувается, живот округляется.

Продолжается вдох – воздух перемещается в грудь, и шарик надувается там, а в это время шарик на животе сдувается, так как живот втягивается. Задержать дыхание на несколько секунд.

Затем медленно выдыхать, «выпуская воздух» сначала из верхнего «шарика», потом – из нижнего «шарика». Упражнение повторяется не более трех раз.

Массаж живота мячом Лечь на пол. Положить мяч себе на живот и катать его по животу, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Упражнение «Наш веселый, звонкий мяч» Присесть и прыгать вперед на полусогнутых в коленях ногах, как мячик.

Среди различных методов психокоррекции – телесно-ориентированный подход привлекает возможностью коммуникации с помощью языка тела, что позволяем научить детей контролировать свои эмоции.

Список литературы:

Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекцион­ной и развивающей работе с детьми : М., 2004.

Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ : М., 1997.

Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119—126.

Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehniki_telesnoorientirovannoj_terapii_dlya_detej_s_090546.html

Лечение Детей
Добавить комментарий