Упражнение для родителей как лучше понять ребенка

Психологический тренинг для родителей: Радость воспитания

Упражнение для родителей как лучше понять ребенка

Тренинг для родителей «Радость воспитания»

Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.
Задачи: – Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиции силы; – Найти пути, ведущие к развитию у ребенка правильной оценки своих поступков; – Осознать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением;
 – Стать счастливым и спокойным родителем.


Форма проведения: занятие.

Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги на каждого участника, флипчарт, скотч, карандаши цветные и простые, маркеры, фломастеры, спектрокарты У. Халкола, А. И. Копытина, смайлик мячик, широкая лента или платочек – 6 шт.

Ход занятия:

Ведущий: В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: “Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком”? Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы подруг, а уже тем более бабушек… Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье, а нередко даже приводит к разводу родителей! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменить взрослое отношение к особенностям детского поведения и проблемам детства. О том, как строить общение и сотрудничество между взрослыми и детьми. Обсудим, как можно научиться быть успешным родителем, педагогом.

1. Приветствие «Передай пакет»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга. Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка. Предлагаю вам бумажный пакет, в котором написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет открывает его и берет первый, попавший в руки листок, читает и выполняет задание. Игра будет продолжаться пока все листочки в пакете не закончатся. (Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?)

2. Правила

Сообщение психолога о правилах работы группы (под¬готовить на отдельном плакате). Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы. Перечень правил:

Активность. Старайтесь участвовать во всех упражнениях.

На занятии может говорить только один человек. Не перебивайте! Уважайте друг друга! Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом
Правило поднятой руки. Не выкрикиваем, если что-то очень хочется сказать, поднимите руки.
Обсуждаем только то, что происходит здесь и сейчас.
Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
Правило «стоп». Если Вы не готовы обсуждать эту тему, то можно пропустить ход.
Наказание

3. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках) Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить, предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы будут конфиденциальными, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания. Откройте дневники и заполните первую страницу. Имя_____________________________________________________________________________ Ваше кредо______________________________________________________________________ Ваши семейные ценности__________________________________________________________ Для эффективности работы предлагаю вам заполнить визитки со своим именем. 4. Беседа «Вспомним своих родителей» Ваш ребенок стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении с ним. Ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя. Вы можете даже не догадываться, что усвоили представления о родительской роли задолго до того, как обзавелись детьми. Разумеется, вы усвоили это представление, наблюдая за поведением собственных родителей (или других людей, заботившихся о вас) и оценивая их отношение к вам и друг к другу. Вспомните поведение ваших родителей, когда вы были подростками. Насколько сильное влияние могло оказать поведение ваших родителей в тот период на ваше нынешнее отношение к собственным детям.

Какими были ваши родители? Были ли они любящими, жестокими, нежными, бесстрастными, строгими, снисходительными, честными? – Каким было преобладающее выражение их лиц? Улыбались ли они, хмурились или избегали смотреть в глаза? – Как они обращались с вами, когда сердились? Кричали они на вас, бранили или наказывали вас, и если да, то, каким образом? – Отдавали ли они предпочтение кому-либо из детей, если у вас были братья или сестры? – Вспомните самое плохое и самое хорошее, что вам приходилось слышать от них. Как они выражали свой гнев, страх, любовь, печаль? – Пытались ли они манипулировать вами? Если пытались, то, каким образом, — заставляя вас испытывать чувство вины, пугая вас, подкупая вас, расточая вам фальшивые комплименты? – Какими были их жизненные девизы или семейные пословицы (Например, «Тише едешь – дальше будешь».) Полезными или сковывающими оказались для вас эти изречения? – Доверяли ли вы своим родителям? Лгали ли они вам? – Соревновались ли они с вами или друг с другом? – Было ли у вас ощущение, что, в общем и целом, они находятся на вашей стороне? – Что вам особенно не нравилось в них? Почему?

– Что вам особенно нравилось в них? Почему?

Ваши ответы дадут вам возможность больше узнать о том, какими были ваши родители. Воспользуйтесь этой информацией для более полного осознания своего сходства с ними или отличия от них. Просмотрите свои ответы и спросите себя: «В чем я могу копировать их?». Какие ваши манеры, жесты или тон голоса напоминают родительские. Спросите себя также: «В чем я сознательно стараюсь быть непохожим на них?». Это упражнение является примером того, как решения, принятые нами на основе раннего опыта, становятся частью нашего мира и оказывают сильное влияние на развитие нашей личности.

5. Упражнение «Что я возьму из опыта своих родителей».

Цель: проанализировать опыт собственного воспитания и определить позитивные и негативные стороны влияния семейного воспитания. (Вначале выполнения упражнения ведущий просит группу вспомнить истории из своего детства, методы воспитания родителей, которые применяли к ним родители в детстве). Ведущий: Предлагаю вам разделить лист на две части. В одной половинке листа запишите, положительный опыт, который вы возьмете из опыта своих родителей (не менее 3 пунктов), в другой половине листа напишите отрицательный опыт, который вы никогда не будете использовать в своем родительстве. Вывод: опыт собственного родительства формируется на основе моделей семейного воспитания.

6. Упражнение «Карта родительских ролей»

Цель: повышение уровня родительской компетентности. Ведущий: Быть родителем – очень сложная и многосторонняя задача. Нам известно, что ребенку нужны любовь, забота и ограничения. А что это обозначает в действительности? Быть родителем – это роль человека на всю жизнь. Умение быть родителем рождается в результате взаимоотношений с ребенком, но каждый родитель получает начальные навыки для этого процесса из своего родного дома и из окружающей среды, в которой он вырос. Быть ответственным родителем – это необходимость для нормального развития ребенка, а также немаловажная задача с позиций общества, может быть, самая важная с точки зрения жизни. Рассмотрим с вами «Карту родительских ролей». Отметьте, пожалуйста, какие роли, по Вашему мнению, выполняет родитель в воспитании ребенка? Распределите круг на сектора и отметьте эти роли. Пронумеруйте их в порядке значимости для вас.

7. Игровое упражнение «Запрет».

Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура – треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере. Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок – Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты. – Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком) Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь: – Мама, а кто такой дядя Юра? – Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши) Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше. – Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая… – Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот) Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит: – Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком) Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё. – Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги) Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать: – Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце). Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

– Не завязывать глаза или уши – разговаривать спокойным голосом, не ругаться; – Не завязывать рта – выслушать ребенка; – Не завязывать руки – помыть руки после прогулки; – Не завязывать ноги – обуть резиновые сапоги; – Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка. Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

8. Игровое упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета. • зеленый символизирует зону «Полная свобода»; • желтый – зону «Относительная свобода»; • красный – зону «Запрещено». Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки. Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

9. Работа с набором «Спектро-граффити» («Спектрокарты» У. Халкола, А. И. Копытин)

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-porfireva/trening-dlja-roditelei-radost-vospitanija.html

Психологический тренинг для родителей «Прежде всего мы родители»

Упражнение для родителей как лучше понять ребенка

автор: Итаева Лариса Рамзановна

педагог-психолог ГБОУ Белокатайская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Психологический тренинг для родителей «Прежде всего мы родители»

Цели: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
  2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;
  3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком.

Участники: родители

Длительность тренинга: 30 — 35 мин

Материалы и оборудование: магнитная доска, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4 части), бланки опросника, ноутбук, музыка для релаксации, фломастеры, чистые листы, на доске – высказывания о детях, родителях

Условия проведения: занятие проводится в кабинете педагога-психолога, участники  размещаются полукругом на удобных стульях. 

Ход тренинга

Добрый день уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на наше занятие  «Прежде всего мы родители». 

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Предлагаю Вам, поучаствовать в упражнениях; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

Итак, начнем с приветствия друг друга.

Разминка «Подари улыбку»

Попрошу всех встать в круг, и взяться за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Упражнение 1. По кругу, называя свое имя, заканчивают фразу «Быть родителем – это…». 

Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.

Педагог-психолог: Мы уже определились, что значит быть родителем (Быть родителем — это труд. И начинаться он должен с работы над собой) и прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии.

Правила тренинга:

  1. Стараемся слушать и слышать друг друга.
  2. Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.
  3. Обсуждаем проблему, а не личность.
  4. Реализуем правило «здесь и сейчас».
  5. Говорим только от своего имени.

Педагог-психолог Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.

Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много.

Упражнение 2.  «Цветок»

Педагог-психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».

Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.

Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.

— Было трудно? — Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

— Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Педагог-психолог: Мы понимаем, что на плечах родителей лежит огромная ответственность за здоровье, развитие, счастье наших детей. Но всегда ли мы осознаем эту меру, всегда ли действуем адекватно сложившейся ситуации? Предлагаю всем собравшимся сегодня ответить на следующие вопросы.

ТЕСТ «Мера заботы»

Напротив каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему суждению по заданному вопросу.

Категорически не согласен – 1 балл;

Я не спешил бы с этим согласиться – 2 балла;

Это, пожалуй, верно – 3 балла;

Совершенно верно, я считаю именно так – 4 балла.

  1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
  2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
  3. Маленького ребенка следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
  4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находиться на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
  5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушением психики.
  6. Воспитание – это тяжелый труд.
  7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
  8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
  9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
  10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
  11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
  12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
  13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно, в первую очередь, доставаться ребенку.
  14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контакта с окружающими.
  15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов

40 баллов и выше – все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 – 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов – вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

Релаксация «Разговор с собой»

Все сидят по кругу, звучит спокойная музыка, имитирующая плеск волн.

Педагог-психолог: Сейчас каждый из вас совершит путешествие. Садимся по удобнее, закрываем глаза. Представьте, что вы идете по тропинке, спускаетесь к реке. Вода тихо струится, переливается. Вы смотрите на воду – и вдруг мир вокруг вас меняется. Я не знаю как, но вы знаете это.

Вы смотрите на берег и видите вдалеке маленького ребенка. Он играет один. Он кажется вам  очень близким. Вы подходите и видите, что это вы сам, только маленький, беспечный, беззащитный. Он глядит на мир большими, изумленными глазами. Он еще многого не знает. Подойдите к нему ближе.

Сейчас вы сможете прикоснуться к нему. Вы можете сказать ему какие-то важные, нужные слова. Поблагодарите его за то, что он помог вам стать тем, кто вы есть сейчас. Теперь вы можете впустить его внутрь себя или отпустить его.

Только помните, что в вас всегда есть частичка этого маленького существа. Открываем глаза.

Рефлексивный круг: все по кругу заканчивают фразу: «Мой ребенок для меня…».

Ответы родителей.

Упражнение 3.  «Кувшин чувств» 

Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край.

Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. 

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте. 

Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.

Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. 

Упражнение 4. «Чего хотят дети?»

Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Педагог-психолог: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой».

(Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное).

Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

Упражнение 5  «Снежинка»

(Психолог раздает каждому участнику по листку бумаги).

Педагог-психолог:  «Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:

— сложите лист пополам

— оторвите правый верхний уголок

— опять сложите пополам

— снова оторвите правый верхний уголок

— сложите лист пополам

— оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете? »

Педагог-психолог: «У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Каков смысл задания? »

Психолог подводит к выводу: «Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные.

Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей.

Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит».

«Эксперимент»

Педагог-психолог: Сейчас давайте поставим небольшой, простой эксперимент. Я вас всех попрошу, все поднимите вверх указательный палец. Быстро, все поднимите, выше поднимите, еще выше. Теперь посмотрите, что вы сделали.

Посмотрите! Я же просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы взрослые люди. Ведь вы же сделали, не то что я вам сказала, а вы взяли и сделали то, что я сделала.

Так вот, запомните! Дети наши тем более, делают не то, что мы им говорим, а дети делают, то, что мы с вами делаем!  Дети нас не слышат, они на нас смотрят.

Заключительная часть

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты».  

Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. 

Наша встреча подошла к концу, и хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы.

  1. С чем вы уходите с этой встречи (настроение, переживания, мысли)?
  2. Что вы пожелаете себе и своим близким?

Ответы родителей.

Уважаемые родители! Надеюсь, сегодняшняя встреча показала вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье! 

На этом наше занятие закончено.  

  Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо!

Для оформления

«Жизнь коротка, но человек вновь проживет ее в своих детях»

А. Франс

«Чтобы изменить ребенка, его надо любить. Результат влияния пропорционален любви»

И. Песталоцци

«Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи»

Л. Толстой

«С детьми и горькое сладко. Без детей и счастье не нужно»

В. Розанов

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»

О. Уайльд

«Дети нас не слышат, они на нас смотрят»

Омар Хайям

Список литературы

  1. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг/ Н.В. Клюева. – Ярославль, 2002.
  2. Козлова Г.Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки/ Г.Н. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.Н. Нецветайлова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.

Психологический тренинг для родителей «Прежде всего мы родители»

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%BB-%D1%80-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3/

Занятие с элементами тренинга для родителей

Упражнение для родителей как лучше понять ребенка

Занятие с элементами тренинга для родителей

«Как слушать ребёнка»

Цель: 

  • Познакомить родителей с техникой активного слушания;
  • Тренировка участников группы в использовании техники активного слушания;
  • Обучение участников группы в распознавании чувства детей в разных ситуациях;
  • Усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • Изменение неадекватных родительских позиций;
  • Оптимизация форм родит ельского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Ход занятия

Разминка Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать

Участвуют 5 человек. Четыре человека должны выйти из комнаты. Они по одному заходят в комнату. Задача – предать максимально точно полученную информацию. Зачитывается текст. Каждый участник передаёт его следующему. Результат последнего участника сравнивается с оригиналом. Все участники группы обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию.

Вокруг нас большое количество микробов. Чтобы защитить ребёнка от микробов, нужно растить защиту внутри организма. Для этого необходимо постоянно укреплять иммунитет:

-кормите ребёнка «противомикробными» продуктами (морковью, капустой, земляникой);

-делайте с ним зарядку;

– используйте в квартире увлажнители воздуха (сухой воздух провоцирует насморк).

Рефлексия:

– Насколько точно передавали информацию участники?

– Сравните последнюю информацию с оригиналом, насколько процентов была искажена информация?

– Что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию?

Основная часть.

Упражнение «Угадай чувство»

Цель: развитие эмпатии

Все участники разбиваются на пары. Первый партнёр произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала повторяет своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывает партнёр в момент произнесения фразы. Партнёр оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение:

-Легко ли выражать то чувство, которое вы хотели передать?

-Поняли ли то чувство, которое хотели передать?

«Пословицы»

Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:

Без корня и трава не растет.

Не мы на детей походим, а они на нас.

Матушкин сынок, да батюшкин горботок.

Похвальное слово гнило бывает.

Психологическая беседа

Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим как можно решить эти проблемы.

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что – то поделить, с кем –то подрались, его кто – то обидел и т.д. Причины трудностей детей часто бывают скрыты в сфере его чувств.

В каких то случаях ребёнка просто выслушать. Этот способ называется активным слушанием (пример)

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

– Перестань капризничать, вполне приличная шапка! (обычный ответ родителей).

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

МАМА:  Тебе она очень не нравится.

Алгоритм действий по применению активного слушания:

Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне);

Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти, или избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.придвинуть свой стул к нему поближе.

2. Повтор услышанного от ребёнка;

3. Делать паузы между фразами;

Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит.

4.Обозначение чувств ребёнка

5. Чувства в утвердительной форме

Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребёнка, что он слышит и принимает его эмоциональное состояние.

Правила хорошего слушания:

слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявле­ния собеседника (мимика, позы, жестикуляция);

проверяй, правильно ли ты понял слова со­беседника, используя, если это необходимо, при­емы активного слушания;

не давай советов;

не давай оценок.

Положительные результаты, которые можно обнаружить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы

Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка.

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается.

Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Упражнение «Пойми меня»

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Работа с техникой активного слушания.

А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок.

Ситуации и слова ребёнка

Чувства ребёнка

Ответ родителя

«Сегодня, когда я выходила из школы, мальчик выбил у меня портфель, и из него всё высыпалось».

Огорчение, обида

«Ты очень расстроилась и было обидно»

Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Боль, рассердился

Тебе больно, ты рассердился на доктора

Ребёнок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашка разбилась!»

Страх, жалко

Ты испугалась, а чашечку жалко

Ребёнок получает двойку по математике: «Мария Ивановна плохая, она поставила мне неправильно оценку!»

Злость, обида

Ты, расстроен и зол на учителя, она не заслуженно поставила тебе оценку

«Петька – дурак! Он меня сегодня ударил в школе, потому что, я его нечаянно толкнул!» – говорит ребёнок

Злость, обида

Ты расстроился, потому что Петька тебя толкнул

«Я не буду кушать, у меня болит голова!»

Грусть

У тебя болит голова, поэтому ты не хочешь кушать, поешь потом

Ребёнок приходит домой и плачет: «Я не буду больше играть с Димой, он забрал у меня мою любимую игрушку».

Обида, огорчение

Ты расстроен потому, что Дима забрал у тебя твою игрушку

Ребёнок нечаянно порвал странички школьного учебника: «Мама, я испортил учебник»

Страх, огорчение

Ты огорчился, потому что порвал учебник.

Упражнение «Сила языка»

Цель:развитие чувства ответственности

Группа делится на пары. Сев напротив партнёра, глядя ему в глаза, нужно сказать три фразы, начиная каждую словами «Я должен». Партнёр делает то же самое. Затем нужно вернуться к своим фразам и заменить в них слова «Я должен» на «Я хочу», сохранив неизменными сами фразы. Выслушайте изменённые фразы в утверждениях партнёра. Поделитесь своими переживаниями.

-Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

-Какую фразу было легче всего произносить?

Упражнение «Какой он»

Цель:развитие сензитивности, эмпатии взаимопонимания

Водящий выходит за дверь, а остальные загадывают кого – то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен отгадать, кого загадали.

Релаксация «Полет бабочки»

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, … спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок…

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз…

Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов…

Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка.

Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг… Вдохните еще раз его аромат … и откройте глаза.

Рефлексия.

– Полезна ли была для вас информация, которую вы получили сегодня на занятии?

-Будете ли вы применять технику АС в повседневной жизни?

Заключительное слово ведущего:

Общение с ребёнком, особенно в подростковом возрасте – это проблема, для разрешения которой требуются определённые навыки и умения.

Сегодня, вы познакомились с техникой активного слушания, на практике попробовали использовать эту технику. Вы убедились в том, как это не просто.

Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей, с её использованием ослабевает напряжение в общении.

Я думаю, что вы попробуете применять эту технику и в повседневной жизни.

Советы психолога родителям

Всегда называйте его по имени.

Слушайте, что говорит вам ребенок, не перебивайте его.

Если вы обещаете ребенку что-то для него сделать – обязательно выполните.

Давайте правдивую оценку поведению ребенка.

Внимательно относитесь к обращенным вам переживаниям ребенка. Предложите свою помощь в разрешении трудного для него вопроса. Здесь уместно только: « Как я тебе могу помочь?» и нежелательно навязывание своего варианта решения проблемы.

С одобрением относитесь к идеям и предложениям ребенка, выражайте благодарность за инициативность и участие в совместной деятельности.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Основное правило общения с ребенком – никакой критики!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zanyatie_s_elementami_treninga_dlya_roditelej_200744.html

Лечение Детей
Добавить комментарий