Упражнения логического мышления школьников

Упражнения на развитие мышления младших школьников

Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления

1. Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнооб­разные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например, «озе­ро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 сло­ва (можно менять их падеж и использовать другие слова).

2. Исключение лишнего

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солн­це». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим об­щим признаком, исключить.

Следует найти как можно больше ва­риантов исключения лишнего слова, а главное — больше призна­ков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сра­зу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солн­це» оставить, потому что они круглые), желательно поискать не­стандартные и в то же время очень меткие решения.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожи­данные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одно­временно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возмож­ны совершенно разные способы объединения и расчленения неко­торой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

3. Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например вертолёт. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным при­знакам.

Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного пред­мета они подбирались.

Например, в данном случае могут быть на­званы птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспорт­ные средства);

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свой­ства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует спо­собность классифицировать явления по их признакам.

4. Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например книга. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кино­проектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на сто­ле и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, вар­варских способов применения предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возмож­ности.

5. Придумывание недостающих частей рассказа

Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало события, середина или конец). Задание состоит в том, что­бы домыслить недостающую часть. Наряду с развитием логическо­го мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное зна­чение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

6. Логические загадки и задачи

А. Многочисленные примеры заданий такого рода можно найти в разнообразных методических пособиях. Например, хорошо извест­ная загадка про волка, козу и капусту: «Крестьянину нужно пере­везти через речку волка, козу и капусту.

Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или толь­ко коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест ка­пусту.

Как перевез свой груз крестьянин?»

Ответ: «Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, пе­ревезя козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на дру­гой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он ее оставляет и перевозит к волку ка­пусту. Вслед за тем, возвратившись, он перевозит козу, и перепра­ва заканчивается благополучно».

Б. Задача «Дележ»: «Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?»

Ответ: «Один человек берет яблоко вместе с корзинкой».

Способы развития дивергентного мышления.

Беглость мышления

1. Придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву «а»;

б) оканчивающиеся на букву «т»;

в) в которых третья от начала буква «с».

2. Перечислить объекты с заданным признаком:

а) красного (белого, зеленого и т. д.) цвета;

б) круглой формы.

3.Перечислить все возможные виды использования кирпича за 8 минут.

Если ответы детей будут примерно такими: строительство дома, амбара, гаража, школы, камина — это будет свидетель­ствовать о хорошей беглости мышления, но недостаточной его гибкости, так как все перечисленные способы использования кирпича принадлежат к одному классу.

Если же ребенок ска­жет, что с помощью кирпича можно придерживать дверь, сде­лать груз для бумаги, заколотить гвоздь или сделать красную пудру, то он получит, помимо высокого балла по беглости мыш­ления, еще и высокий балл по непосредственной гибкости мыш­ления: этот испытуемый быстро переходит от одного класса к другому.

Беглость ассоциаций — оперирование отношениями, пони­мание разнообразия объектов, относящихся определенным об­разом к данному объекту.

4.Перечислить слова со значением «хороший» и слова со
значением, противоположным слову «твердый».

5. Дается 4 небольших числа. Спрашивается, каким образом их можно соотнести друг с другом, чтобы в итоге получить 8: 3+5; 4+4; 2+3+4-1.

6. Первый участник называет любое слово. Второй участник добавляет любое свое слово. Третий участник придумывает предложение, включающее указанные два слова, т. е. ищет возможные соотношения между этими словами.

Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает новое слово, а следующий участник пытается связать второе и третье слово в предложение и т. д.

Задача заключается в постепенном увели­чении темпа выполнения упражнения.

Например: дерево, свет. «Забравшись на дерево, я увидел невдалеке свет из окна сторожки лесничего».

Беглость выражения — быстрое образование фраз или предложении.

7.Даются начальные буквы (например, В—С—Е—П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложе­нии. Нужно образовать различные предложения, например «Всей семьей ели пирог».

Оригинальность мышления — изменение смысла таким об­разом, чтобы получился новый, необычный смысл.

8.Составить список как можно большего числа названий для короткой истории.

9.Предлагается создать простой символ для обозначения существительного или глагола в коротком предложении — ины­ми словами, необходимо изобрести нечто вроде изобразительных символов. Например, «человек пошел в лес».

Способность к созданию разнообразных предсказаний

10. Предлагается 1 или 2 линии, к которым надо добавить другие линии, чтобы получились объекты. Чем больше линий добавляет участник, тем больше очков он получает (заранее это условие не оговаривается).

11. Даются два простых равенства В — С = Д; К = А + Д.
Из полученной информации нужно составить как можно большее количество других равенств.

Способность к установлению причинно-следственных связей

12. Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того что…», «потому что…». Сегодня я очень замерз, потому что… на улице мороз

… долго гулял … забыл надеть свитер.

У мамы хорошее настроение, потому что… и т. д.

Способы развития конвергентного мышления.

Способность понимания элементов

1.Угадать предмет или животное по его признакам.
Дети задумывают предмет в отсутствие водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное использование или место обитания (для животных) и т. д. По этим признакам водящий угадывает задуманный объект.

2.Установление отношений. Слева дано соотношение двухпонятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно

образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

Школа больница

Обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Песня вода жажда картина

Глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Нож стол

Сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Рыба муха

Сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина

Птица человек

Гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Хлеб дом

Пекарь вагон, город, жилище, строитель, дверь

Пальто ботинок

Пуговица портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Коса бритва

Трава сено, волосы, острая, сталь, инструмент

Нога рука

Сапог галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

Вода пища

Жажда пить, голод, хлеб, рот, еда

3. Исключение 4-го лишнего. Выделение существенных признаков.

Предлагаются группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лиш­ним, не подходящим по смыслу.

Например, грузовик, электричка, автобус, трамвай. «Гру­зовик» — лишнее слово, так как электричка, автобус, трамвай — пассажирский транспорт; яблоко, черника, груша, слива лишнее слово — черника, так как яблоко, груша, слива —фрукты и т. д.

4. Последовательные картинки.

Предъявляется в беспорядке определенное количество изоб­ражений, которые имеют логическую последовательность. Изоб­ражения могут быть взяты из карикатур. Задача испытуемого — определить имеющуюся логическую последовательность

5. Переструктурирование слова.

Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове. Например, из слова «перелесок» получаются слова: перекос, песок, сок, село, кресло, склеп, плеск и т. д.

6. Дедукция. Предлагаются мыслительные задачи такого типа:

Иван моложе Сергея. Иван старше Олега. Кто старше: Сергей или Олег?

7. Обобщения.

а) назвать одним словом предметы: например, вилка, ложка, нож — это… дождь, снег, мороз — это… рука, нога, голова — это… и т. д;

б) конкретизировать обобщающее понятие: фрукты — это…; транспорт — это…

8. Продолжить ряд цифр.

Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его. Например, 1, 3, 5, 7… 1 ,4, 7… 20, 16,20… 1 , 3, 9…

9. Игра «Тень».Цель игры: развитие наблюдательности, па­мяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — зрители. Один ребе­нок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать дви­жения «путника».

Желательно стимулировать «путника» к выполнению раз­ных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться посмотреть из-под руки» и т. д. Модифицировать игру можно, разбив всех детей на пары — «путник» и его «тень».-

Упражнения на развитие логического мышления и смысловой памяти.

1. Упражнение на развитие логического мышления, осложнённое заданием на запоминание.

Расшифровать и запомнить, не записывая, зашифрованные двузначные числа.

МА ВК ЕИ ОТ СА ПО

Ключ к шифру:

Время запоминания 1 минута.

2. Упражнение на развитие логического мышления.

Детям предлагается таблица с пословицами, записанными в два столбца: в первом – начало, во втором – окончания, не соответствующие друг другу.

Задание: прочитать, сопоставить части пословиц и переставить по смыслу, запомнить исправление пословицы.

Время выполнения 1 минута.

НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ, ГУЛЯЙ СМЕЛО.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ПОТЕХЕ ЧАС.

СДЕЛАЛ ДЕЛО – ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ.

ДЕЛУ ВРЕМЯ, ЛЮБИ САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

3. Подобрать к каждой картинке слово-при­знак и запомнить его. Записать попарно слова-призна­ки и названия картинок.

МАК – АЛЫЙ КОНФЕТА – СЛАДКАЯ ПАЛЬТО – ТЁПЛОЕ

ПОМИДОР – СОЧНЫЙ ДИВАН – УДОБНЫЙ КИТ – ОГРОМНЫЙ

РУЧКА – ШАРИКОВАЯ ПАВЛИН – КРАСИВЫЙ

4. Подобрать слова-действия к каждой предметной кар­тинке. Записать попарно слова-действия и названия картинок.

Мак – цвести конфета – угостить пальто – надеть

Помидор- расти диван – сидеть

кит – плыть ручка – писать павлин – важничать

5.Запомнить попарно слова-признаки и слова-действия:

Цвести угостить надеть расти

Алый сладкая тёплое сочный

плыть писать важничать сидеть

огромный шариковая красивый удобная

Записать эти пары в тетради.

6. Детям предлагается таблица (на индивидуальных за­нятиях – карточки), являющаяся ключом к шифру:

– один отрежь 5 – цыплят по осени

– что посеешь 6 – пока горячо

– считают 7 – то и пожнёшь

– не все то золото 8 – что блестит

– куй железо 9 – семь раз отмерь.

Составить пословицы из данных частей.

Пользуясь ключом к шифру, зашифровать пословицы в виде двузначных чисел (90,17,52,38,46). Записать эти числа в блокноте.

7. Зачитываются 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыс­лу третье слово и записать его.

яйцо –курица цыплёнок

лес -дерево доска

дом – город улица

река –озеро море

шуба -холод снег

птица – полёт гнездо

Источник: //infourok.ru/uprazhneniya-na-razvitie-mishleniya-mladshih-shkolnikov-3857255.html

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

Упражнения логического мышления школьников

Упражнение № 1.

            Цель: развитие словесно-логического мышления

            Ход:  к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________ .   Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________  .  Грабли______________ .  Нож_________________.

Лифт__________   .   Холодильник________.  Гвоздь________________.

Миксер_________ .   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________ .  Мясорубка___________.  Весло_________________.

Упражнение № 2.

            Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег

            Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка

            Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом, карандаш, ложка

            Материал: банка, кастрюля, рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка

            Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

Упражнение № 3.

            Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

Упражнение №4  «Подбери слово»

             Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо – слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон – кислый, сахар-…(сладкий)

камень – тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель: развитие операции обобщения, классификации,  развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт – корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение №  6.

            Цель: развитие операции классификации, обобщения.

            Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать  обобщающее понятие.

Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта   Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа       Жасмин, шиповник, сирень      

Дождь, ветер, иней

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?

Что бывает высоким (низким)?

Что бывает зелёным (красным, синим)?

Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?

Что бывает тяжёлым (лёгким)?

Что бывает глубоким (мелким)?

Что бывает колючим (острым, хрупким)?

Упражнение №8.

            Цель: развитие воображения, мышления.

            Задание: рассказать, во что превратится

 Стул  без спинки______________

 Чашки без ручки ______________

 Мороженое без холодильника ____

 Всадник без лошади ____________

 Дерево без веток ______________

 Стол без ножек________________

 Ливан без спинки _____________

 Самолёт без крыльев___________

 Книга без страниц _____________

 Подушка без перьев ___________

 Спички без серы ______________

 Снеговик без холода___________

 Телевизор без электричества____

 Карандаш без грифеля _________

 Кофта без рукавов_____________

 Кепка без козырька ___________

 Окно без стекол_______________

Сад без деревьев ______________

Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»

            Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

            Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Упражнение  №10 «Закончи предложение»

            Цель: развитие мышления.

            Ход упражнения:    

            Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая).

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

            Цель: развитие мышления, внимания.

            Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

            Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Помнить                       Храбрость                     

Тупой (нож)                 Высокий 

Знаменитый                 Мелкий

Подниматься               Молчать

Встречать                    Открывать

Ругаться                       Широкий

Мягкий                        Легко

Темно                          Грязно

Толстый                       Гладкий

Полный (стакан)         Добрый

Искать                           Ругать

Старый (диван)          Шершавый

Грубый (разговор)      Весёлый

Быстро                         Длинный

Молодой                       

Упражнение № 12.

            Цель: развитие операции анализа,  синтеза, внимания, речи.

            Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трехэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

 В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

 Лапа моложе сына, но старше дедушки

 Черепаха ползает быстрее змеи

 Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Упражнение №13.

            Цель: развитие операции анализа,  синтеза.

            Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________. Все конфеты сладкие.

Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие.  Наташа уронила сумку с вазой на пол.

Значит         ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

«Подбери слово»

            Цель: развитие операций  мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

 «Подбери слово» -2.

             Цель: развитие операций анализа.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо – слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон – кислый, сахар-…(сладкий)

камень – тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

Запиши обобщающее слово:

 – окунь, карась-…

– трава, дерево-…

– крот, мышка-…

– пчела, жук-…

– чашка, тарелка-…

– ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

Источник: //bakulina-lytmdou14.edumsko.ru/articles/post/836033

Техническая учеба «Игры и упражнения на развития словесно-логического мышления»

Упражнения логического мышления школьников

Марина Васильевна Шумилова
Техническая учеба «Игры и упражнения на развития словесно-логического мышления»

Техническая учеба на тему:

«Игры и упражнения на развития словесно – логического мышления»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Развитие происходит в ходе усвоения знаний, но не всегда усвоение знаний обеспечивает развитие.

Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, считать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению.

Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учёбы обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, установлении и обосновании причинно-следственных связей, формулировании определённых правил и понятий.

Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном и школьном возрасте словесно-логического мышления. Особую актуальность эта проблема обретает в условиях начальной школы.

Известно, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.

Интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь детей, как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.

Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.

Для чего нужно развивать логическое мышление? С его помощью человек может отделять существенное от маловажного, анализировать ситуацию, находить простые решения сложных задач. И чтобы полученные решения были наилучшими, необходимо развивать логическое мышление.

Логическое мышление – наивысший этап развития мышления. Оно формируется на базе образного мышления и требует объединенных знаний о важных признаках явлений и предметов.

3 принципа развития логического мышления

1. Развивать логическое мышление никогда не поздно и никогда не рано. Взрослые не должны отказываться от решения на первый взгляд детских задач. Но и дети могут развивать свою логику, тренируя наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

2. Развитие логического мышления проходит в несколько стадий. Каждой его стадии соответствуют специальные упражнения. Например, нельзя пренебрегать наглядно-образным мышлением ребенка и сразу требовать от него интеллектуальных операций.

3. Логика и воображение не могут замещать или исключать друг друга. Богатая фантазия стимулирует развитие мыслительных процессов.

Логика изучает законы и формы правильного мышления. Знания логики мышления очень важно для педагогики. Логика каждого учебного предмета задаёт те системы логических операций, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе его усвоения, те обобщения, которые должны быть ими достигнуты.

Мышление развиваетсяв различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т. п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если оно само логично, если школьники учатся, думая, и думают, учась.

Мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых ко всё более усложняющим вопросам.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Младший школьный возраст имеет большое значение для развитияосновных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. (Н. Ф.

Талызина). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.

Нередко дети, поступившие в I класс, умеют читать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению.

Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.

Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому.

Для развития словесно-логического мышления у детей педагог должен

использовать различные упражнения и игры,при этом целесообразно:

– включать упражнения на развитие всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции;

– из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

– расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности;

упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более лёгкими, не требующими от ученика значительных усилий, что позволяет ему повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую работу;

– Головоломки типа кубика Рубика.

– Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».

– Задания на разделение предметов по группам.

– Задания на подсчет букв и звуков в слове.

– Дополнение и раскрашивание картинки.

– Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.

– Решение легких примеров по математике.

– Нахождение отличий на 2 картинках.

Умения сравнивать, обобщать проявляются в логической чёткости, доказательности речи, чему способствуют такие упражнения, которые обучают детей пользоваться сложными синтаксическими конструкциями с сочинительной и подчинительной связью.Например: «Я считаю, что лебедя надо разместить рядом с уткой потому, что утка, как и лебедь, — водоплавающая птица».

Очень важно научить школьников овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картинки.

Работая с лингвистическим материалом на уроках, дети используют приёмы анализа и синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

При продуманном же и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже в начальной школе ребенок полностью овладеет словесно-логическими приемами мышления.

Игры и упражнения для развития словесно-логического мышления

«Угадай по описанию»,

Вниманию детей в предлагается пять изображений, которые имеют одинаковые и разные признаки. Даётся описание предмета на одной из картинок Дети отгадывают, о каком предмете идёт речь, и называют сходные и отличительные признаки этого предмета.

«За покупками в магазин»

Игра в которой дети упражняются в нахождении предмета по описанию путём исключения ряда признаков.

Например: Купи мне мяч не синий и не маленький.

«Отвечай быстро»

Цель: упражнять в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Оборудование: таблица, разделённая на девять клеток. В первом ряду изображения воробья, голубя, дятла; во втором — осы, лисы, стрекозы, в третьем — волка, бабочки, снегиря.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть таблицу и назвать всех тех, кто изображён на ней. После этого задаются вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Вопросы:

1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? (Птицы)

2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь)

3. Кого больше — зверей или насекомых? (Больше насекомых)

4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три)

5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают)

6. Сравните первый и второй столбики. Что вы заметили? (В каждом столбике изображены птицы, зверь, насекомое)

«Зашифрованное слово»

Игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.

Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) — по первому слогу;

Пуговица, молоток, лава (голова) — по второму слогу;

Колесо, село, панама (солома) — по последнему слогу;

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) — найти самим спрятанное слово.

Зашифровывать можно новые словарные слова, название темы.

«Вырази мысль другими слова ми»

Игра развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли.

Предлагается несложная фраза.

Задание. Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях и при этом не должен искажаться смысл высказывания.

Например: Птицы полетели на юг.

Ответы: Пернатые друзья отправились в дальние страны.

Журавли спешат в тёплые края.

Например: Дятел громко стучит по дереву

Ответ: Далеко слышится стук «лесного доктора».

«Закончи предложение».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть. (художник, рама, подпись).

«Найди сходства и различия».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т. д.

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

• Старый, дряхлый, маленький, ветхий

• Храбрый, злой, смелый, отважный

• Яблоко, слива, огурец, груша

• Молоко, творог, сметана, хлеб

• Час, минута, лето, секунда

• Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

• Платье, свитер, шапка, рубашка

• Книга, телевизор, радио, магнитофон

• Мыло, метла, зубная паста, шампунь

• Береза, дуб, сосна, земляника

«4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/tehnicheskaja-ucheba-na-temu-igry-i-uprazhnenija-na-razvitija-slovesno-logicheskogo-myshlenija-656166.html

Лечение Детей
Добавить комментарий