Упражнения на равновесие для детей раннего возраста

Упражнения в равновесии. Физразвитие дошкольников

Упражнения на равновесие для детей раннего возраста

Физическое развитие дошкольников.

Доклад «Обучение детей упражнениям в равновесии»

Задачи обучения.

Упражнения в равновесии носят общеоздоровительный эффект, стимулируют деятельность ЦНС, сохраняют гибкость суставов, способствуют укреплению мышц, всестороннему освоению пространства, развивают координацию движения, устойчивость, внутреннее спокойствие, сосредоточенность, вестибулярный аппарат, содействуют восстановлению психического равновесия. Хорошо развивает функции равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений.

обучения. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие.

Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела. Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны.

Физические упражнения представляют собой специально подобранные и методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры.

Типичные ошибки детей и способы их предупреждения. Нарушение точности движений, их темпа, ритмичности; рассеянность внимания. Потеря заинтересованного, осмысленного отношения детей к упражнениям. Сложность в удерживании статистических поз, в перемещении в пространстве.

Для корректировки возникающих проблем необходимо многократное повторение упражнений сперва в одних и тех же, а затем в изменяющихся условиях.

Постановка конкретных двигательных задач (полностью выпрямить ногу, отталкиваясь перед препятствием, которое надо преодолеть), использование ориентиров, индивидуальное выполнение задания с последующим его анализом и другие приемы способствуют успешному овладению движениями.

Важно повторять упражнения из программного содержания для предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений, углубления представлений детей о них. Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю следует выделить наиболее существенные параметры движений.  Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно лишь на 1-2 деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период.

Например, при выполнении ребенком ходьбы с перешагиванием кубиков, могут возникнуть следующие проблемы. Ребенок идет, сбивая кубики, не стараясь ставить ногу между ними; или делает попытку перешагнуть и, не понимая движения, останавливается, не продолжая его; или отказывается выполнять упражнение; или, приняв стойку «ноги врозь», идет таким образом, что кубики оказываются между стопами

Использование подготовительных, подводящих и специальных упражнений.

Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой приподнят на высоту 15-20 см.

В средней группе упражнения усложняются: дается ходьба по шнуру с мешочком на голове, на ладони вытянутой руки, с куклой в руках; по скамейке (ставя ногу с носка, руки в стороны); предлагается перешагивать через предметы; удерживать равновесие, стоя на носках, руки вверх, а также стоя на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой, в сторону, руки на пояс, разойтись при встрече, не сходя на пол; дается ходьба с поворотом кругом и др.

При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные положения рук усложняют упражнение и утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).

Для развития равновесия рекомендуются нижеуказанные упражнения.

1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на поясе, в стороны или вверх).

2. Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).

3. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

4. Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами (кубиками, мячами, шишками), не касаясь их руками.

5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному прямо, по кругу и зигзагом.

6. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу (земле), прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

7. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту 15—20 см.

8. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему, переступая через кубик, который поставлен на середину, и сойти вниз.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до ее середины, повернуться кругом, дойти до конца и спрыгнуть.

10. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца (руки на поясе, в стороны или вверх) и сойти вниз.

11. Встать на доску, один конец которой поднят на высоту 30 см (куб или скамейка), пройти по ней до конца, повернуться кругом и осторожно сбежать вниз.

12. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и соскочить.

Но самым лучшим способом для развития координации у дошкольников будут игровые упражнения. Вот некоторые из них:

ПОЙМАЙ КОМАРА.

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции. Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

Ход игры: Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.

КАНАТОХОДЕЦ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры Мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого, игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО

Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо. Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки. ЧЕРЕЗ БООТО.

На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15 на 20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3м. Расстояние между кирпичиками 10-15см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.

https://www.youtube.com/watch?v=bk3lB2LDt0U

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА.

Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.

Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.

МИШКА ИДЕТ ПО МОСТИКУ.

На землю кладут доски( ширина 25см, длина 2-2,5см). За ними на высоте подтянутой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца дочки.

Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке – медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку.

Игра повторяется.

Получить полный текст Подписаться на рассылку!

Правила: идти по скамейке на четвереньках( на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

ШИРЕ ШАГАЙ.

На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи( пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60см). В каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, попрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не выходя за его края, не задевать за обручи.

Приемы страховки, регулирования физической нагрузки, предупреждение травматизма. Упражнения  проводятся в среднем либо замедленном темпе при наличии  воспитателей, и возможной помощи и страховки определенным дошкольникам (воспитатель поддерживает ребенка за руку, идет рядом с ним, поощряет).

Ширина гимнастической скамейки и его высота для детей разных возрастных групп должна быть определенной (Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота увеличивается от 10 до 40 см.).  Не настаивать на обязательном выполнении всех элементов упражнения, если ребенок боится.

Оценка сформированности двигательного навыка.

Оценивается уровень сформированности движений, показатели сравниваются со стандартными характеристиками, соответствующими возрастной норме для детей дошкольного возраста.

Анализ качественных показателей помогает выявить недостатки в технике движений детей и учесть их как при подготовке к последующим занятиям, так и при планировании на дальнейший период.

Источник: https://infourok.ru/uprazhneniya-v-ravnovesii-fizrazvitie-doshkolnikov-3219329.html

15 простых упражнений на равновесие и координацию. Продлеваем молодость!

Упражнения на равновесие для детей раннего возраста

Последние 2 месяца я каждое утро делаю упражнение “Цапля”. Оно очень понравилось и моим постоянным подписчикам. Так родилась идея для новой статьи! Ведь упражнений на равновесие – множество. И каждое из них в той или иной степени продлевает молодость нашего организма.

Почему?

Упражнения на равновесие в первую очередь помогают улучшить функции мозжечка.

Природой предусмотрено, что он в течение жизни помогает нам выполнять самые разнообразные виды моторных нагрузок. Но современный человек, как правило, в течение дня занят монотонной физической активностью: дошел до магазина, помыл дома посуду, приготовил что-то, помылся, прибрался, потаскал ребенка на руках, повозился с домашним питомцем. Никаких новых сложных физических навыков мы не приобретаем ежедневно. Поэтому деятельность мозжечка ослабевает: мудрый организм не будет зря “финансировать” тот орган, который мало используется.

Что же дают упражнения на равновесие? Конкретные преимущества:

Повышают эластичность артерий. И тем самым благотворно влияют на работу сердечно-сосудистой системы.

Улучшают координацию движений. Происходит это благодаря тренировке мозжечка: он отвечает за рефлекторные движения. То есть за то, что мы делаем автоматически, не задумываясь.

Позволяют быстрее реагировать в критической ситуации. Это тоже связано с тренировкой мозжечка: он обеспечивает наши бессознательные реакции.

Улучшают умственные способности: повышают сосредоточенность, умение концентрироваться.

Позволяют быстрее осваивать простые движения. Опять же, благодаря мозжечку.

Увеличивают продолжительность жизни. По результатам исследований 25% тех, у кого были лучшие результаты по способности сохранять равновесие, жили на 10 лет дольше других участников эксперимента.

Улучшают работу вестибулярного аппарата. Он находится во внутреннем ухе и подает в мозг информацию, касающуюся перемещения тела.

Отличное упражнение на баланс и для детей, и для взрослых!

Улучшают работу нервной системы. От органов зрения, вестибулярного и опорно-двигательного аппарата информация поступает в мозг через нервно-мышечную систему. А он, в свою очередь, передает сигналы через центральную и периферическую нервную систему.

Укрепляют глубокие мышцы-стабилизаторы. Развивать эти мышцы обычными тренировками трудно: например, силовые упражнения позволяют укрепить и развить в основном поверхностные мышцы. Те, которые создают рельеф нашего тела. А вот расположенные в глубине мускулы остаются слаборазвитыми. Упражнения на баланс позволяют добраться до них.

Повышают стабильность позвоночника и суставов. Это связано как раз с тренировкой глубоких мышц-стабилизаторов.

Понижают риск травм. Умение балансировать, быстрая работа мозжечка, натренированные глубокие мышцы – в совокупности всё позволяет избежать падений и обрести устойчивость.

Этот пункт – особенно важен для лиц солидного возраста. По статистике Центров контроля и профилактики заболеваний (исследования в США): * 20% падений приводят к тяжелым травмам (черепно-мозговые травмы, переломы костей);* 3 млн пожилых американцев ежегодно обращаются за мед.

помощью после падений (у нас эта цифра – еще выше!);* ежегодно более 300000 пожилых людей ломают шейку бедра после падения (это произошло и с моей бабушкой много лет назад, так и прожила остаток жизни, прикованная к креслу).Улучшим статистику?

Развивают “проприоцепцию”. Проприоцепция – это “чувство тела” даже с закрытыми глазами.

Определяет нашу способность передвигаться в темноте, совершать сложнокоординированные действия.

Развивают ловкость. Благодаря развитию “чувства тела” (см.пункт выше).

Отодвигают старение организма. В особенности сохраняют моторные функции организма, как у молодого: как минимум до 92 лет можно сохранить чувство баланса и хорошую координацию!

Сохраняют плавность и красоту движений. Ваша походка будет более женственной и спокойной, а не старческой шаркающей. А в обыденных движениях появится больше грации и изящества.

Профилактика синдрома дрожания мышц при простых движениях. С возрастом симптомы перенапряжения мышц становятся почти ежедневными: появляется дрожание в руках, даже когда выполняются какие-то привычные вещи. Это связано с затуханием функционирования мозжечка. Не дадим ему стареть раньше времени!

Повышают познавательный интерес к жизни. Звучит неожиданно? А ведь это и есть проявление молодости мозжечка! Упражнения на равновесие – прекрасная возможность продлить радость жизни и огонек во взгляде!

Повышают социальную активность. И это, опять же, заслуга хорошо функционирующего мозжечка.

Улучшают метаболизм благодаря усилению секреторной функции ЖКТ. Это означает, что пищеварительные железы начинают более усиленно вырабатывать секрет (т.е. пищеварительный сок) и расщеплять пищу с помощью различных ферментов.

Улучшают зрение, если вы выполняете упражнения с закрытыми глазами.

Повышают остроту слуха благодаря более усиленному кровообращению и работе вестибулярного аппарата.

Зная теперь обо всех этих преимуществах, как можно не начать делать упражнения на равновесие прямо сегодня? Нет, прямо сейчас!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b81d200357c7100a90194c7/5c1ca75230164200ab0e2d18

Развитие у детей равновесия и координации – Развитие ребенка

Упражнения на равновесие для детей раннего возраста

Что такое равновесие и координация?

Равновесие – это способность поддерживать контролируемое положение тела во время выполнения задания, например, сидя за столом, идя по бревну или наступая на бордюр. Для эффективного функционирования и выполнения определенных заданий человеку необходима способность поддерживать контролируемое положение тела во время статических (неподвижных) и динамических (подвижных) занятий.

  • Статическое равновесие – это способность сохранять и контролировать стационарное положение тела (например, во время игры «Море волнуется раз» или «Статуя»).
  • Динамическое равновесие – это способность оставаться сбалансированным в движении (например, при беге или езде на велосипеде).

​Координация – это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, т.е. это способность совершать точные целенаправленные движения. 

Почему так важны равновесие и координация? Соответствующие возрасту равновесие и координация позволяют человеку довольно успешно заниматься спортом, поскольку обеспечивают плавное движение тела во время физических упражнений (например, при ходьбе по бревну или игре в футбол).

В свою очередь, занятия спортом полезны для формирования хорошей саморегуляции, построения социальных связей и достижения чувства принадлежности к обществу или определенному микросоциуму. Кроме того, правильные и контролируемые движения тела во время выполнения упражнений уменьшают расход необходимой энергии и минимизируют усталость.

При хорошо развитом равновесии и координации снижается вероятность получения травм, так как ребенок развивает соответствующие реакции тела, когда это необходимо (например, выставляет руки при падении).

Также они обеспечивают принятие соответствующих поз для выполнения заданий, сидя за столом, и соответствующий успех при выполнении заданий с использованием мелкой моторики.

Для правильного развития равновесия и координации необходимы следующие элементы:

  • Внимание и концентрация – способность концентрировать внимание на конкретной задаче в течение длительного периода времени.
  • Осознание тела – знание различных частей тела и понимание принципов движения тела в пространстве по отношению к собственным конечностям и различным предметам.
  • Билатеральная (двусторонняя) интеграция – использование двух рук, при этом одна из них ведущая (например, открывание крышки банки; вторая рука, не ведущая, поддерживает и стабилизирует банку).
  • Пересечение средней линии – способность пересекать воображаемую линию, пролегающую от носа к тазу человека, которая делит тело на правую и левую стороны.
  • Зрительно-моторная координация – способность обрабатывать информацию, полученную посредством глаз, для контроля, руководства и направления рук при выполнении конкретных задач, таких как письмо или ловля мяча.
  • Ведущая рука – последовательное использование одной и той же руки для выполнения задач, что позволяет развивать навыки совершенствования определенных действий.
  • Мышечная сила – способность прилагать силу для сопротивления.
  • Мышечная выносливость – способность мышцы или группы мышц неоднократно прилагать силу против сопротивления.
  • Саморегулирование – способность достигать, поддерживать и изменять определенный уровень концентрации внимания, соответствующий задаче или ситуации.
  • Управление положением тела – способность придавать устойчивость туловищу и шее для координации движения конечностей.
  • Проприоцепция (ощущение себя в пространстве) – это информация, которую мозг получает от мышц и суставов и которая рассказывает ему о положении и движении тела в пространстве.
  • Обработка сенсорной информации – точная обработка информации, полученной посредством сенсорной стимуляции факторами окружающей среды и собственного тела.
  • Изолированное, обособленное движение – способность перемещать руку или ногу, сохраняя оставшуюся часть тела неподвижной.

​У ребенка есть определенные проблемы с равновесием и координацией, если он:

  • Легко падает, часто спотыкается или не может быстро «восстановиться» после потери равновесия.
  • Двигается скованно, движениям тела не хватает плавности, гибкости (например, бегает, как «робот»).
  • Избегает физической активности (например, активных игр на площадке, занятий спортом).
  • Опаздывает на этапах развития (например, поздно начинает ползать или ходить).
  • Медленнее, чем сверстники, осваивает физические навыки (например, езду на велосипеде, плавание или лазанье по деревьям).
  • Менее проворен, способен, чем сверстники, в спорте (например, в командных видах спорта).
  • Толкает тяжелее, движется быстрее или вторгается в личное пространство других детей больше, чем они того хотят.
  • Боится новых физических игр (например, качелей) или высоты, которая не смущает сверстников.

Когда ребенок испытывает трудности с равновесием и координацией, вы также можете обратить внимание на следующие параметры:

  • Моторное (мышечное) планирование и выполнение физических заданий (например, ребенок может начинать выполнение с середины, а не с начала).
  • Мышцы «вялые», при этом тело выглядит дряблым, или, наоборот, мышцы чрезмерно напряжены, и тело выглядит негнущимся, не гибким.
  • Ориентирование в пространстве или то, как ребенок размещает тело в пространстве (например, ребенок нарушает личное пространство другого ребенка, не понимая этого).
  • Выносливость при выполнении задач на мелкую и крупную моторику.
  • Развитие навыков письма – мелкие штрихи, из которых состоит большинство букв, цифр и ранних рисунков.
  • Удержание карандаша – эффективность и манера держать карандаш и двигать им определенным образом.
  • Управление карандашом – точность, с которой движется карандаш при рисовании и письме.
  • Дискриминацию левой или правой половины тела – визуализация различий между правой и левой сторонами тела, при этом доминирующая сторона тела становится четко видимой.
  • Ведущую руку – последовательное использование одной и той же руки для выполнения задач, что позволяет развивать навыки совершенствования действий.
  • Артикуляцию – четкость звуков речи и разговорного языка.
  • Уход за собой – самостоятельное одевание и использование столовых приборов.
  • Обработку сенсорной информации – точная регистрация, обработка и реакция на сенсорную стимуляцию факторами окружающей среды и собственного тела.

Способы и необходимые меры для развития у ребенка навыков равновесия и координации

  • Улучшение внимания к заданиям и уровня концентрации как готовности быстро реагировать при потере равновесия.
  • Подробное изучение механики определенных действий – правильное выравнивание положения тела для сохранения равновесия (например, сгибание рук в локтях и прижатие к плечам, а не вытягивание вперед при ползанье).
  • Укрепление «главных», крупных мышц тела для обеспечения лучшей устойчивости (особенно мышц туловища).
  • Упрощение задания для сосредоточения ребенка на каждом движении по очереди, пока он не будет готов к нескольким движениям одновременно.
  • Увеличение мышечной силы для обеспечения лучшего управления мышцами.
  • Улучшение мышечной выносливости, чтобы увеличить промежуток времени, в течение которого ребенок может удерживать равновесие и координацию.
  • Улучшение обработки сенсорной информации, чтобы организм получал и обрабатывал правильные сообщения от мышц об их положении, взаимосвязи друг с другом, скорости их сокращения и количестве используемой силы.
  • Социальные источники мотивации – если друг или член семьи ребенка успешно занимается спортом, это может мотивировать ребенка заниматься и развивать эти особые навыки.

​Виды деятельности, которые могут помочь улучшить равновесие и координацию:

  • Неустойчивые поверхности – хождение по неустойчивым поверхностям (например, по подушкам, креслам-мешкам или одеялам на полу) заставляет туловище работать над тем, чтобы сохранять вертикальное положение.
  • Неустойчивые качели и подвижные игры, в том числе подвешенные лестницы и канаты. Когда качели двигаются неожиданным образом, это заставляет мышцы тела интенсивнее работать.
  • Ходьба по типу «тачки» (ребенок ходит на руках, а взрослый поддерживает его ноги).
  • Плавание – заставляет туловище бороться с сопротивлением воды, обеспечивая тем самым более глубокое ощущение себя в пространстве.
  • Приседание на колени, не касаясь рукой пола, подъем и передача воздушного шарика рукой другому игроку.
  • Игра в классики – требует от ребенка менять направление движения и прыжков быстро и часто.
  • Игра в сапера с большими прыжками (например, нельзя наступать на мины) – это хорошее задание для ребенка на сохранение равновесия.
  • Велосипеды и скутеры – оба вида требуют от ребенка постоянно вносить коррективы в свою осанку, положение тела для сохранения равновесия.

Для чего необходимо лечение при проблемах с равновесием и координацией?

  • Для усиления уверенности вашего ребенка в деятельности с вовлечением крупной моторики (например, в играх на детской площадке, беге, прыжках).
  • Для повышения его самооценки (чтобы ребенок не подвергался остракизму других детей и чтобы его не выбирали последним в спортивную команду из-за его проблемных физических возможностей).
  • Для повышения способности заниматься спортом и уверенности в себе во время этих занятий. Занятия спортом позволяют ребенку обогатить свою жизнь знакомством с позитивными людьми и развивать крепкие дружеские отношения с ними.
  • Хорошо развитое равновесие и координация позволяют детям заниматься спортом, а мы знаем, что активные дети, скорее всего, вырастают активными взрослыми людьми, в результате живут здоровой и более долгой жизнью.
  • Физическая культура – это часть школьной программы, которая включает в себя соревнования по легкой атлетике и плаванию, и посещение уроков физкультуры зачастую является обязательным. Без соответствующего чувства равновесия и координации детям будет трудно принимать активное участие в занятиях физкультурой и соревнованиях.
  • Чувство равновесия и координации необходимо, чтобы успешно овладевать навыками крупной моторики, которые позволяют избегать травм и, таким образом, развивать способность ребенка заниматься спортом.

​При отсутствии специального лечения трудности с равновесием и координацией могут привести к:

  • Социальной изоляции, так как ребенок не сможет участвовать в таких групповых мероприятиях, как катание на коньках, верховая езда, теннис, волейбол и другие.
  • Низкой самооценке, когда ребенок понимает, что его навыки не соответствуют навыкам его сверстников.
  • Издевательствам, когда другие дети узнают о проблемах ребенка.
  • Плохим навыкам мелкой моторики (например, письму, рисованию и вырезанию), когда у ребенка нет прочной основы для поддержания движений рук и кистей.
  • Неспособности ездить на велосипеде или самокате, что означает ограниченные возможности для игры со сверстниками, многие их которых любят кататься на велосипеде.

​Какой способ лечения рекомендуется при проблемах с равновесием и координацией?

Если ваш ребенок испытывает трудности с равновесием и координацией, необходимо проконсультироваться с врачом-эрготерапевтом, оккупационным терапевтом. Также при проблемах с навыками крупной моторики целесообразно проконсультироваться с физиотерапевтом. Важно знать, что во многих (но не всех) случаях принципы эрготерапии и физиотерапии данных проблем совпадают.

Оцените публикацию

статьи: 4.18 из 5 на основе 17 оценок.

Мир

ОК

Развитие ребенка
08.12.2015

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/742/

Упражнения для развития равновесия

Упражнения на равновесие для детей раннего возраста

В продолжении рубрики “для тех, кому скучно с ребенком”

Итак, сегодня рассказ про игры и упражнения на равновесие. Вообще у малышей столько есть вещей, которые нам с вами кажутся совершенно обычными и привычными, но которые для них еще недоступны изначально, не включены в базовый пакет, так сказать, и, соответственно, требуют развития и некоторой стимуляции.

Для чего развивать вестибулярный аппарат? Вообще, чувство равновесия не только важно само по себе (для определения положения тела в пространстве), но и сопровождает развитие многих физических навыков малыша, таких как удержание тела на вытянутых руках, четвереньках, как следствие – ползание, сидение, ходьба. На этот факт обращала моё внимание массажистка, которая занималась с дочкой. Естественно, как и все двигательные навыки, оно развивается рано или поздно само по себе у детей, вопрос как и когда. Есть специальные упражнения и игры, способные помочь малышу в развитии вестибулярного аппарата.

Собственно упражнения и игры на развитие равновесия:

1. Занятия на фитболе.

Вообще многие слышали о том, что упражнения на фитболе полезны для малыша. Но не многие знают, чем именно и как заниматься. Чаще всего я слышу от знакомых вариант “катать на мяче”. Подробностей никто рассказать не может.

Ну и катают каждый на свой лад))) Так вот, такие упражнения как раз полезны для развития вестибулярного аппарата. Как именно заниматься, можно посмотреть, например, вот тут. Показывает массажист. Мы уже несколько недель делаем такие упражнения. Начинали с 5 повторений, потом 7, затем 10.

Дочке нравится – мне тоже. Как вариант стихотворного сопровождения я декламирую потешку:

Скок-поскок

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька

Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок!

По-моему, она хорошо подходит к промежуточным пружинящим движениям.

2. Игра “Лифт”

Берем ребенка вертикально за тулово под мышками. Поднимаем вверх со словами “Лифт едет вверх”, затем опускаем вниз со словами “лифт едет вниз”. Повторяем несколько раз, потом задерживаем на уровне своего лица, чмокаем в щёчку и говорим: “Остановочка”.

Эта игра (да в принципе, и три нижеследующие) хорошо помогает отвлечь ребенка, если он начал неожиданно хныкать не в подходящее время в неподходящем месте. Еще она удобна тем, что выполняется, стоя на месте, не требует много пространства и занимает всего несколько секунд.

3. Игра “Смелый пилот”

Берём ребенка в горизонтальном положении боком к себе так, чтобы его грудь лежала на одной Вашей руке, а второй рукой держим его за то бедро, которое дальше от Вас . Кружим, ходим, подносим к другим людям, к зеркалу, поднимаем выше-ниже. Приговариваем:

Когда я вырасту,

Стану лётчиком смелым.

Нет для девчонки (или мальчишки)

Лучшего дела!

4. Игра “Вертолёт”

Вообще у этой игры как бы нет как такого названия. Я её придумала сама, но потом узнала, что это полнейший плагиат, ибо придумали её до меня еще 100500 человек, так как она встречается во многих источниках.

Итак, кладем ребенка животом себе на плечо. Кружимся, вертимся, ходим по квартире. Я молча ходить не могу, поэтому всё время приговариваю: “Высоко сижу, далеко гляжу! ЖЖЖЖ!!!! У-у-у-у-!!!”.

Еще периодически спрашиваю Марго, что она там видит сверху.

Вот это те игры и упражнения, которые у нас в ходу на текущий момент по части развития равновесия. Я находила и другие, пробовала, но не прижились как-то. В течение дня повторяем все 4 пункта в разное время. На мяче занимаемся между дневными снами. Игры эти вообще не требуют много усилий, и включить их в свой ежедневный “рацион” очень легко.

Просто делаем их походя: пока наливается вода в ванной, пока проветриваем попу между сменой подгузников и тп Для тех, кому хочется ещё экспериментов на заданную тему, можете посмотреть подборку упражнений для вестибулярного аппарата вот в этом посте.

Я пока за лодыжки вращать своего ребенка не готова, но когда немножко подрастет, обязательно попробую)).

Как оценить развитие чувства равновесия у ребенка?

Вот в этой книге Сирсов, о которой писала как-то в дневнике мой обзор, приводится следующий прием, позволяющий оценить, развито у ребенка чувство равновесия или нет. Нужно присадить малыша на попу и отпустить на секунду.

Если вестибулярный аппарат работает как следует, он выставит руку в качестве опоры, чтобы не завалиться. Если не выставит – значит, еще чувство равновесия не развито.

Ну вот, пожалуй, и всё, что мне есть на текущий момент сказать на данную тему.

С удовольствием почитаю Ваши добавления, приемы, игры, упражнения.

Весёлого времяпрепровождения Вам и Вашим малышам!

ЗЫ. Для тех, кто ищет, чем еще разнообразить свои декретобудни с пользой для ребенка, писала как-то вот этот пост про наши тактильные игры.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/0_1_razvitie/3188219

Лечение Детей
Добавить комментарий