Упражнения обобщение младших школьников

Младший школьник: развитие познавательных способностей. Мышление

Упражнения обобщение младших школьников
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Исключение лишнего

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить.

Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например вертолет. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам.

Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались.

Например, в данном случае могут быть названы птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспортные средства); штопор (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например книга.

Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.

Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Придумывание недостающих частей рассказа

Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало события, середина или конец). Задание состоит в том, чтобы домыслить недостающую часть. Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Логические загадки и задачи

Многочисленные примеры заданий такого рода можно найти в разнообразных методических пособиях. Например, хорошо известная загадка про волка, козу и капусту: «Крестьянину нужно перевезти через речку волка, козу и капусту.

Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.

Как перевез свой груз крестьянин?»

Ответ: «Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезя козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он ее оставляет и перевозит к волку капусту. Вслед за тем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа заканчивается благополучно».

Задача «Дележ»: «Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?»

Ответ: «Один человек берет яблоко вместе с корзинкой».

Задачи, требующие нешаблонного мышления

Шаблонное или нешаблонное мышление? Ответить на этот вопрос можно, пусть и не в полной мере, решив задачу из книги Эдварда де Боно «Рождение новой идеи» (М., 1976).

Задача: «Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-то деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний, старый и уродливый, влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в сумку два камешка — черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них.

Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным.

Если же девушка откажется тащить жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно, согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил на дорожке, усыпанной гравием. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешек для жребия, дочь купца заметила, что он положил в сумку два черных камня. Затем он предложил девушке вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца».

Теперь представьте себе, что вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте бедной девушки? Или что бы вы ей посоветовали?

Варианты шаблонного и нешаблонного мышления: шаблонно мыслящие люди сосредоточены в основном на камешке, который надо вытащить, поэтому они предлагают три варианта, равным образом мало помогающие девушке: 1) отказаться тащить камешек; 2) девушка должна дать понять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его мошенником; 3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради отца.

Мыслящие нешаблонно сосредоточены в основном на оставшемся камушке. Итак, девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, уронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где он и затерялся.

«Какая досада! — воскликнула она. — Ну, да дело поправимо, по цвету оставшегося камешка мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Не станет же ростовщик признаваться в собственном мошенничестве. Таким образом, нешаблонное мышление помогло девушке выйти из безвыходного положения. Она избежала нежелательного замужества и спасла отца от долговой тюрьмы.

Следующие задачи также могут служить для исследования тех особенностей мышления, которые характеризуют нашу возможность осознавать содержание слов — понятий — как средств мышления.

1. У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно?

2. Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно?

3. Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно?

4. У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Как это возможно?

Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда — внучка, у дочери — отец, в последней задаче у сестры — брат.

1 Успенский Л. В. Слово о словах. — М., 1957. — С. 5—6.

2 См.: Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.

3 См.: Засобина Г. А., Кабыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике. — М., 1997.

4 Чуковский К. И. От двух до пяти. — М., 1966. — С. 122.

5 Караковский В. А. Любимые мои ученики. — М., 1987. — С. 24.

6 Теплов Б. М. Ум полководца // Избранные труды. В 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 224.

7 См.: Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996; Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.

Источник: http://www.school-russia.prosv.ru/metod/dubrovina/6.html

Упражнения и задания, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников

Упражнения обобщение младших школьников

Задания, способствующие развитию умения видеть проблемы:

Умение видеть проблему – свойство, которое характеризует мышление человека. Развивается оно в самых разных видах деятельности, и все же подбираю такие упражнения и методики, которые помогут в решении этой задачи.

1. Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами:

– На ладонь  снеговика упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?

– На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима.

– На ладонь  снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?

– Докажите своё предположение.

2. Продолжи предложения:

Барбос растянулся на солнце, а…

Барбос растянулся на солнце, чтобы…

Барбос растянулся на солнце, когда…

Барбос растянулся на солнце, где…

3. Придумай рассказ, используя данную концовку:

1)Мальчик покраснел от стыда.

2)Теплоход пристал к пристани.

3)Канарейка вылетела в окно.

4)Хорошо жить на свете, когда есть друзья.

5)Зайчика ребята решили выпустить на волю.

6)Радостные ребята вернулись домой.

4. Сократи предложение

Учитель произносит предложение, дети осмысливают его. Затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, но сохраняя основное содержание, например:

Оля читает бабушке интересную книгу о животных.

(Оля читает бабушке книгу. Оля читает бабушке. Оля читает.)

Попробуйте сократить эти предложения:

Летом часто идут проливные дожди.

Утром Вова ел рисовую кашу.

Мимо дома ехала грузовая машина.

Вышитое полотенце Лена подарила своей сестре.

Зимой деревья часто покрыты серебристым инеем.

5. «Новое назначение предмета»

Учитель показывает детям какой-либо предмет и просит детей придумать как можно больше нетрадиционных способов применения и использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, чем их больше, тем лучше .

Это могут быть такие предметы как: карандаш, коробка из-под конфет, трубочка для коктейля и т.д. Это задание позволяет ребёнку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, помещая его в разные ситуации.

Развитие умений выдвигать гипотезы

Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, затем оценивать их вероятность. Предлагаю насколько заданий, которые способствуют выработке умений выдвигать и строить гипотезы:

1. «Давай подумаем вместе»

Почему осенью листья опадают с деревьев?

Почему кошка видит в темноте? Почему идет дождь?

Почему облака плывут по небу? Отчего на небе радуга?

Почему человек не умеет летать, как птицы?

Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы.

Предлагаю несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Делая предположения, мы используем слова:

– Что если…. – Допустим…. – Предположим…. – Возможно…

2. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

Можно предложить следующие предметы:

Шариковая ручка, зеркало чайник, яблоко,

3.Вспомни сказку Н.Толстого «Три поросёнка», как ещё могли бы развиваться события?Придумайте несколько провокационных идей.

4.Задание «Найди причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы

Падают листья с деревьев;

По улице идет курица с цыплятами;

Друзья поссорились и т.д.

Проехала старинная карета;

Мужчина идет по улице с игрушечным ведром;

Упражнения, способствующие развитию умения задавать вопросы

Для развития умения задавать вопросы, можно использовать самые разные упражнения.

Учитель внимательно следит за постановкой вопросов, корректирует их, учит правильно построить вопрос, так, чтобы вопрос не предполагал односложный ответ. (Можно и наоборот).

  1. Учитель кладет на стол какой либо предмет. Предлагает ребятам задать вопросы, которые помогут узнать о данном предмете что-то новое. Предметы могут быть самые разные.
  2. К доске выходит ученик. Учитель даёт ему карточку, на которой написан вопрос. Ученик должен так на вопрос ответить, чтобы остальные дети должны догадаться, какой был вопрос. Вопросы могут быть самые разные:

Сегодня идёт на улице дождь?

Ты читал сказки К. Чуковского?

Что такое цунами?

Почему у нас не живут обезьяны?

3.Найди причину события с помощью вопросов:

Предлагаю детям ситуацию, и просит детей объяснить, почему так случилось. Ситуации могут быть самые разные, например:

Курица ведёт своих цыплят на другой конец деревни;

На дереве остался всего один листок;

Саша утром положил свою тетрадь в портфель, но в школе тетради у него не оказалось.

Упражнения на развитие умений давать определения понятиям

Учителю всегда надо помнить, что есть несколько правил определения. К ним относятся:

1. Определение должно быть соразмерным.

2.Определение не должно содержать «порочного» круга, т.е.недопустимо определять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само в свою очередь определяется через него.

3.Оределение должно быть четким и ясным.

4.Недопустима подмена определений метафорами и сравнениями.

1. Предлагаю детям следующее задание:

Представьте себе, что на нашу планету прилетели инопланетяне, которые многие предметы увидели здесь впервые. Попробуй рассказать им, как можно короче что это такое:

Груша, стул, машина, шариковая ручка, газета, мальчик, добрый, спокойный.

Самолет, мяч, одеяло, снег, друг, листок, стекло, бежать.

Лимон, чемодан, ключ, шкаф, компьютер,

(Например: шкаф – это предмет мебели, в котором хранят вещи, например, книги, одежду)

2.Важным средством развития умения давать определение понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Такими они становятся тогда. Когда учитель смотрит на них не просто как на забаву, а как на серьезное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка-это вторая половина определения, её определяющая часть.

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (ландыш)

Очень много силы в нём,

Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (слон)

3.Игра «Причины и следствия»

Учитель предлагает детям столбик слов, предлагая разбить их на два столбика:

Причина:  Следствие:

Небо темное, скоро пойдет дождь.

Мороз, снег, зима. Хорошее настроение, пятерка.

Дождь, холод, плащ. Опадают листья, осень.

Кто много читает – тот много знает. Катя много читает.

Значит, она много знает.

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности

1.Детям рассмотреть какой-либо предмет, например, игрушку.

Затем этот предмет убирается. Ребёнку надо вспомнить и назвать все детали предмета. Затем предмет рассматривается вновь, и отмечается, что назвали, а что нет.

Следующий этап – нарисуем изученную вещь по памяти. Это упражнение надо повторять периодически, меняя предмет для наблюдения.

2.Задание « Найди отличия» требует аналитического мышления. Надо найти различия на иллюстрациях. Можно усложнить это задание, дав время на изучение иллюстраций, а потом учитель закрывает изображение, дети должны самостоятельно назвать различия:

3.Задание «Заполни таблицу»

Учитель предлагает детям заполнить таблицу, представив, как будут выглядеть предметы сверху, слева, справа.

4.Задание «Опиши предмет»

Учитель предлагает детям во время прогулки или экскурсии найти интересные на их взгляд предметы (листья, ракушки, камешки, перья, раковины и т.д.). дети должны подумать, на что похож каждый предмет, и описать его как можно подробнее.

.

Упражнения, направленные на развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.

1. «Проверь правильность суждения»

Суждения могут быть разные:

1)Саша в желтой майке. Вот мальчик в желтой майке.

Следовательно, он – Саша.

2)Все русские люди говорят по-русски. Майкл говорит по-русски.

Значит, Майкл-русский.

3)Пингвины живут на Южном полюсе. Наташа увидела пингвина.

Следовательно, Наташа – на Южном полюсе.

4)Все, кто летает – птица. Самолёт летает. Значит, самолёт-птица.

Развитие умений и навыков экспериментирования

Эксперимент – важнейший из методов исследования, используемый практически во всех науках. Эксперимент предполагает воздействие человека на предмет исследования. Эксперимент проводят как в лабораторных условиях, так и в естественных. Любой эксперимент проводят с целью проверки и сравнения. Надо отметить, что эксперимент можно провести и мысленно, в уме.

1. Учитель предлагает детям провести мысленный эксперимент. Данные эксперименты предложил английский психолог, специалист в области обучения одаренных детей Джоан Фримен:

– Что можно сделать из куска бумаги? – Что будет, если все станут выше ростом? – Что нужно сделать для того, чтобы накормить все человечество?

Предлагаю ёще несколько задач подобного рода:

– Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?- Что надо сделать, что бы было меньше мусора? – Что будет, если люди научатся читать мысли других людей?

Предложите детям провести мысленный эксперимент с подброшенными вверх листом бумаги и камешком. Что быстрее упадет на землю?

2.Можно предложить детям более сложный эксперимент. Читаю детям неоконченный рассказ.

Ребята купили учительнице в подарок красивую вазу. Все дети с восхищением смотрели на вазу. Саша взял её в руки. Вдруг ваза упала на пол и разбилась.

Представьте, что вы стояли рядом. Что бы вы сказали?

Представьте, что вы учительница, которой вы должны были подарить вазу. Что бы она сказала?

Представьте, что бы сказали родители, которые давали деньги на вазу.

Что сказал бы Саша?

Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами. Это могут быть разнообразные опыты, которые мы проводим на уроках, во время внеклассных занятий по предмету. Дети сами в состоянии провести небольшие опыты, сделать вывод.

Источник: https://lubushani.schools.by/pages/uprazhnenija-i-zadanija-sposobstvujuschie-formirovaniju-issledovatelskih-umenij-mladshih-shkolnikov

Задания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Упражнения обобщение младших школьников

Игра «Замри»

Игра поможет в развитии внимания и памяти ребёнка. Включите музыку. В такт музыке дети должны прыгать — ноги в стороны, затем вместе. Прыжки также сопровождаются хлопками над головой и по бёдрам.

Внезапно музыка замолкает, а дети должны застыть в той позе, на которой затихла музыка. Ребёнок, которому это не удалось, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Игра «Давайте поздороваемся»

Играя в эту игру, дети снимут мышечное напряжение и смогут переключить внимание на другой вид деятельности. По команде взрослого дети начинают бегать по комнате и здороваться со всеми подряд.

Один хлопок — здороваются за руку, два — плечиками, три — спинками. Разнообразные тактильные ощущения позволят детям снять мышечное напряжение, прочувствовать своё тело, снять ощущение отчуждённости.

Для того, чтобы тактильные ощущения были более полными, детям запрещается разговаривать во время игры.

Игра  «Оловянный солдатик»

Игра направлена на развитие саморегуляции.

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы — стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»

Игры на развитие внимания:

Игра  «Что нового»

Направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.

Игра «Пуговицы»

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы.

У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы.

Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле.

Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания — 30 секунд.

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием.

В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями «левый», «правый», «вверх», «вниз».

Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

Игра «Маленький учитель»   

Эта игра особенно нравится тем, кто учится в младших классах. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием играют «в школу», где в качестве педагога выступает сам малыш, а в роли нерадивого ученика – папа, мама или, к примеру, любимый плюшевый мишка.

Делая домашнее задание, вам (или школьнику – медведю в вашем лице), предстоит списать несколько предложений из книги. При этом вы должны намеренно допустить в своем тексте несколько ошибок.

Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил.

Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, описки, несогласованность слов в лице и падеже.

Пусть маленький учитель проверит вашу работу. Когда все ошибки будут найдены, предложите ему поставить оценку за такое списывание. Будьте морально готовы, что ваши сын или дочь с явным удовольствием «влепит» двойку в ваш воображаемый дневник.

Примеры текстов с ошибками:

Задание №1

1) Дети поют хором песня.

2) На дубе растут яблоки.

3) Бабушка вяжет носк.

4) Игорь пьет ск.

5) Воробьи сидят на ветках старой берез.

6) Завтра я ходил в библиотеку.

7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.

 Мальчик рисует краками.

9) Оля моет руки с млом.

10) У павлина краивый хвос.

Задание №2

1) Вчера мама сварит малиновое варенье.

2) Заяц лакомится сладкой морковками.

3) В чемодане лежит пара роликовых конько.

4) На столе лежит красная помидор.

5) Витя будет спать на потолке.

6) Маша съела много мроженного, и у нее заболело горло.

7) Петя запускает воздушных змея.

 Девочки плетут веночки из-за одуванчиков.

9) Иринка скачет черз скаклку.

10) На дереве стучит дятла.

Игра  «Сделай так»

Направлено на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый говорит: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке.

Я буду считать до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать, и т. д.».

На счет «10» все замирают на несколько секунд до сигнала взрослого, после чего меняются карточками и повторяют упражнение.

Игра «Морские волны»

Направлено на развитие способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Это упражнение особенно рекомендуется для снятия напряжения в классе.

По команде «Штиль!» все дети замирают. По команде «Волны» дети по очереди встают – сначала те, кто сидит за первыми партами, через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми и т. д.

Когда очередь доходит до последних парт, все дети вместе хлопают в ладоши, после чего садятся в той же последовательности, начиная с первых парт.

По команде «Шторм» упражнение выполняется в быстром темпе – дети не ждут 2–3 секунды, а быстро встают друг за другом и так же быстро садятся. Закончить игру надо командой «Штиль».

При занятиях в группе дети сидят на стульях, выстроенных в колонну, один за другим.

Задания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий

Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.

ИСТОЧНИК: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

Игра   «Кто без кого не может быть?»    

Эта игра также направлена на понимание противоположностей. Для нее готовятся картинки: доктор, учитель, пожарник, водитель, продавец, строитель, художник, телемастер, плохая погода, зима, больной, ученик, пожар, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, хорошая погода, лето.

Ребёнку показывается сначала только одна картинка, например, доктор. Просят подобрать такую картинку, на которой нарисовано то, без чего доктор не может работать. В данном случае должен быть больной. Если ребёнок затрудняется, с ним можно это обсудить, задать ему некоторые вопросы:  

1. Что делает доктор? (Лечит больных).

2. Кто такой больной? (Человек, который плохо себя чувствует, у которого что-нибудь болит).

3. Что делает доктор на работе? (Осматривает больных и назначает им лечение).

4. Если больных нет, что делает доктор в этот день? (Доктор может готовиться к следующему дню).

5. А если больных никогда не будет? (Доктора не будут  нужны?) На основании беседы можно сделать вывод, что доктор не может работать без больных. Значит, всегда в процессе лечения есть две стороны: доктор и больной. Аналогичный вывод делается для каждой пары картинок.

Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:  ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Методика тренировки памяти.

Скажите ребёнку, что сейчас вы назовете несколько слов, которые он должен постараться запомнить. Внимание: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Ребёнок повторяет. Теперь предложите ему разделить эти слова на группы.

Что объединяет слова в ту или иную группу, какой у них один общий признак? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо, пусть мыслит. Ваша задача – подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Попросите ребёнка перечислить все слова еще раз. Примеры других цепочек слов: – тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива; трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

Попробуйте составить свои цепочки слов, ориентируясь на возраст вашего ребёнка.Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, это говорит о хорошей памяти ребёнка.

В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка опосредованной (культурной) памяти.

Игра «Гуляем по лесу»

Теперь вместе со своим ребёнком мысленно перенеситесь в лес. Скажите ему, что вы будете называть птиц, а он должен вспомнить тех, кого вы пропустили. Вы называете: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка… Затем попросите ребёнка назвать всех птиц, которых он знает.

Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками с изображениями птиц. В заключение ребёнок вспоминает тех птиц, которые были названы в начале игры. ИСТОЧНИК: Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.

– Ярославль: «Академия развития», 1997.

Игра «Гуляем по зопарку»

Попросите ребёнка закрыть глаза и представить, что вы находитесь в зоопарке. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил… Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает.

Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам. В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.

Игра «Вкус и запах»

Попросите ребёнка представить себе лимон. Пусть он вспомнит, какой лимон на вкус? Как он пахнет? На что это похоже? Какой он на ощупь? Теперь малыш пусть нарисует лимон. Задайте ребёнку такие же вопросы об апельсине, пусть он нарисует этот фрукт. Последнее задание – малыш сравнивает лимон и апельсин, рассказывает, чем они похожи и чем отличаются.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post429426530/

Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие мышления у младших школьников с нарушением интеллекта

Упражнения обобщение младших школьников

Игры, развивающие мышление.

«Свет, зажгись!».

Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

Материал: настольная лампа или торшер.

Ход игры:

Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала.

Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

«Веселый счет».

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр.

После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21.

Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

«Говори наоборот».

Цель: развитие мышления, воображения.

 Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

«План местности».

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

«Сокращение рассказа».

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Ход игры:

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова.

При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание.

Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

«Древо мудрости».

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.) После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

«Назови предметы».

Ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: «Овощи», «Мебель»,  «Одежда», «Растения», «Посуда».

Предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению, слова относятся к разным группам.

В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои мысли.

«Закончи слово».

Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.

«Закончи предложение».

Эта игра проводится аналогично игре «Закончи слово», только теперь детям нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик … Второй вариант игры состоит в том, что дети должны закончить начало фразы словами  «из-за того что», «потому что»: сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что… Если дети допускают ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, подобранные учеником не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.

«Отгадай и назови».

Необходимо назвать слово по его значению.

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)

Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)

Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)

Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)

Детёныш овцы. (Ягнёнок)

Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)

Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)

«Установление отношений».

 На доске слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

школа больница
обучение доктор, ученик, лечение, больной

нога рука
сапог кулак, перчатки, палец, браслет

пальто ботинок
пуговица магазин, нога, шнурок, шляпа

птица человек
гнездо город, рабочий, вагон, дом

рыба муха
сеть комар, комната, жужжать, паутина.

«Зашифрованное слово».

Педагог произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые слоги и из них составить новое слово, например:

колос – рота, ваза (корова),
машина –малина (мама),
кора – лото, боксёр (колобок).Из двух последних слогов составить слово:

Змея – рама (яма),

Зима – яма (мама) и т.д.

«Продолжи ряд цифр».

Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .

«Добавлялки».

Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.

В реке большая драка: поссорились два…(рака).- Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро).

Ло-ло-ло – на улице…(тепло).Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).

Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар).

Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).

«Очень-очень вкусный пирог».

 Детям читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, они должны подобрать подходящее по смыслу слово.

Я хотел устроить бал, Но что-то гости … Когда же гости подошли,И гостей к себе … Я ждал, пока хватало сил, То даже крошек… .Купил муку, купил творог, Потом кусочек…Испёк рассыпчатый… Потом подвинул стул и сел,

Пирог, ножи и вилки тут, И пирог в минуту…

«Слова с заданной буквой».

Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву «п»;

б) оканчивающиеся на букву «а»;

в) вторая от начала слова буква «е». Варианты могут быть разные.

Что на этом рисунке изображено неправильно? Расскажи, как должно быть на самом деле.

Напиши на каждом домике его номер, который на единицу меньше числа, написанного на крыше.

Каждый грибок положи в пожходящую корзину.

Помоги подобрать недостающую пару из четырех предложенных предметов.

Помоги подобрать недостающую пару из четырех предложенных предметов.

Рассмотри картинка. Расскажи, что было сначала, а потом. Покажи картинки по порядку.

Найди лишний предмет в каждом ряду.

Найди половину каждому предмету.

Найди лишний предмет в каждом ряду.

Соедини каждый рисунок с подходящей цифрой. Раскрась рисунки в разные цвета.

Найди и раскрась два одинаковых листочка. Подумай, в какие группы можно объединить оставшиеся листочки.

Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет, назови их одним словом.

Раздели фигуры на три группы и нарисуй каждую группу фигур в отдельном квадрате.

Найди закономерности и нарисуй в пустых клетках недостающие фигуры.

Соедини числа с подходящим количеством предметов.

Источник: https://urokinachalki.ru/razvivayuschie-igri-i-uprazhneniya-napravlennie-na-razvitie-mishleniya-u-mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-intellekta-6072.html

Игры на развитие мышления у младших школьников

Упражнения обобщение младших школьников

Игры на развитие мышления у младших школьников

Учитель показывает (впоследствии – называет) предмет. Задача учащихся – назвать как можно больше признаков предмета (каков он).

(Цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, блеск, материал изготовления, функция и др.).

Учитель называет (показывает) детям предмет, ребята называют предмет, сходный с данным по какому-либо признаку, но называют и отличие этих предметов.

(Цвет, размер – длина, ширина, высота, глубина; форма, масса, материал).

Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся – продолжить ряд слов, который начал учитель и выделить признак.

  1. Игра «Сокращение рассказа»

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова.

При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание.

Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

  1. Игра «Ключ к неизвестному»

Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много.

На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.).

Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

  1. Игра «Подберите нужные слова»

Подберите сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) . Например:

— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

— большой — Великан, Дворец, Гоблин;

— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.

Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Эта игра обучает навыкам поиска широкого круга причин. Она позволит ребенку рассматривать самые разные причины происходящего, чтобы после этого принять правильное решение.

Например: «Вы приходите домой, открываете дверь, а по столу на кухне прыгает попугайчик». Детям необходимо назвать как можно больше причин возникновения этой ситуации (в нашем примере – появления попугая). Можно называть как реальные версии («Попугайчик залетел в открытую форточку», «Папа решил подарить мне птичку и оставил ее, а сам ушел на работу» и т.д.

Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:

Удлинить у человека руки?

Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.

Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.

Удлинить нос?

Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.

Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.

Увеличить уши?

Хорошо: можно слышать то, что происходит в интересном для нас месте.

Плохо: такие уши неудобно прятать в шапку.

Все дети очень открытые и наивные. Они верят всему, что говорят взрослые. В младшем возрасте нужно научить ребенка рассуждать. Суть игры заключается в том, что вы говорите ребенку любую фразу, например, «Каждый день идет дождь», «Стол стоит на воздухе», «Зимой всегда тепло», «Летом светит солнце» и другие выдуманные фразы. Ребенок должен ответить это правда или нет.

Сначала можно задавать легкие вопросы, а потом предлагать сложные фразы типа «Можно ли ходить по воде» (только по замерзшей воде), «Купаться или плавать можно только летом» (нет, можно и зимой в бассейне) и др., которые приведут малыша в заблуждение.  Спрашивайте у ребенка, почему он думает именно так. Сравнивая и рассуждая, ребенок научится делать собственные выводы.

Чтобы развить абстрактное мышление и способность обобщать, используйте данную игру. Вам необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово «мебель» для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.

Примеры некоторых слов:

  • Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)

  • Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)

  • Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)

  • Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)

  • Ромашка, гвоздика, незабудка  (цветы)

Данная игра формирует ассоциативные представления о мире.

Вы говорите любое слово, например «дом», и объясняете ребенку, что он должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом.

Сначала будет сложно, но потом ребенок поймет правила игры. Если ребенку будет сложно объяснить задание, попросите его нарисовать дом, и спросите, что должно находиться внутри, из чего он состоит и т. д.

Вы будете .начинать сло­во, произнося первый слог, а он — заканчивать его. «Отгадай, что я хочу сказать! По…», — так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че 8) пры, 9) ку, 10) зо.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т. д.

«Сейчас я буду говорить вам слова, а вы ответите мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.»

  • Карандаш или карандашик? Какое короче? Поче­му?

  • Кот или кит? Какое больше? Почему?

  • Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

  • Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?”

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

  1. Игра «Как это можно использовать»

«Найди возможно большее число вариан­тов использования какого-либо предмета».

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумы­вает, как можно использовать этот предмет. Например: рисовать, пи­сать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, гра­дусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

На рисунке нарисованы носки. Ребенку дается задание: «Найди пару каждому носку».

  1. Игра «Что не дорисовано?»

Предложите ребенку посмотреть на первые три прямоугольника и ре­шить, что должно быть в пустом.

  1. Игра «Классификация»
    Детям предлагается набор картинок с изображением различных предметов. Рассмотрев ребёнок должен их разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими (фрукты к фруктам, транспорт к транспорту и т.д.)

  2. Игра «Угадай по описанию»
    Детям предлагается угадать, о чём или о ком говориться и даётся описание этого предмета. Например: он овальный, зелёный, длинный, с семечками (огурец). Если у ребёнка возникнут затруднения, можно выложить картинки овощей, чтобы ребёнок нашёл нужный предмет.

Исполнитель:

Бирюкова Вероника,

Студентка 2 КП группы.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/ighry-na-razvitiie-myshlieniia-u-mladshikh-shkol-nikov

Лечение Детей
Добавить комментарий