Упражнения развития пространственных представлений младших школьников

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Упражнения развития пространственных представлений младших школьников

Елена Стародубова
Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

1. Представления о собственном теле.

1. «Право – лево»

К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела. Он просит детей научить его и предлагает поиграть. По сигналу «Покажи …» дети показывают названную часть тела.

2. «Подними руку»

Взрослый проговаривает слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Дети должны поднять левую руку, когда услышат звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».

3. «С кочки на кочку»

На полу отмечено небольшое пространство – болото. Там лежат разноцветные кружочки – кочки. Ребенку предлагают пройти через болото по этим кочкам и, чтобы не утонуть, нужно внимательно слушать взрослого.Играющего направляют по кружочкам: поставь правую ногу на зеленый кружочек, левую на красный, правую руку на желтый, переставь левую ногу на синий и т. п.

4. «Кто быстрее»

На полу расчерчены линии, все дети стоят на первой линии.

Детям предлагаетсявыполнить действия по инструкции: подними вверх левое плечо, прикрой правое ухо левой ладонью, дотронься правой рукой до левого колена, согни правую ногу и т. п.

Дети, выполнившие задание правильно, делают шаг к следующей линии, а дети, выполнившие задание неправильно, остаются на месте. И так, пока все дети не дойдут до конца.

5. Игры-имитации

Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец комар улетает, и медвежонок чешет спинку.

Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

6. Физминутка

Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).

7. «Скажи точно»

Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют свои действия.

8. «Придумай сам»

Ребенок придумывает и показывает любое движение, оречевляя свое действие.Например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»

2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

1. «Разложи»

Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.

2. «Прятки»

У детей в руках игрушки (куклы, взрослый встает к детям спиной. По сигналу «Игрушки спрятались под стол (за дверь, на стул и т. п.)» дети должны быстро поставить свои игрушки на заданное место. Взрослый поворачивается и проверяет.

3. «Перестановки»

На столе расположены различные предметы и игрушки. Детям предлагают поменять их местами по инструкции.Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.

4. «Назови по памяти»

Ребенку предлагают внимательно посмотреть на группу и запомнить расположение предметов в ней. Затем он закрывает глаза и рассказывает о пространственных отношениях, не видя предметы. Можно предложить описать расположение мебели в своей комнате, квартире.

5. «Дотронься до …»

Дети произвольно перемещаются по группе. По сигналу взрослого «Дотронься до правой руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)» дети должны найти эту часть тела у товарища и дотронуться до нее.

6. «Зеркало»

Дети стоят в ряд. Один ребенок становится напротив них и выполняет разные действия, дети должны их повторить. Тот кто отстанет или ошибется выходит из игры.

7. «Что я делаю?»

Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие и говорит «Что я делаю?», а другой должен ответить.Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

8. «Охота»

Все дети зайчата, они произвольно ходят по группе. Один из детей – охотник, он должен определить направление движения зайчат. Если охотник правильно это сделал, то ребенок, направление движения которого он назвал, садится на стул – его поймали.

3. Вербализация пространственных представлений.

1. «Клад»

Ребенку предлагается найти клад (новая игрушка, конфеты, книжка или другое). «Пираты спрятали по всей группе записки с указанием направления, в котором мы должны двигаться. У нас есть одна из этих записок».

Взрослый читает содержимое записки (содержание записки может быть следующим: подойдите к шкафу, встаньте перед цветком, пройдите за дверь и т. п.

) , а ребенок идет к указанному объекту, там находит следующую записку и так пока не найдет клад.

2. «Найди»

Взрослый загадывает какой-либо предмет,находящийся в группе и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.

3. «Положи»

На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.

4. «Собери кружочки»

На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.,затем говорит: «Ребята, посмотрите, кто-то рассыпал кружочки, нужно их собрать». И проситребенка собрать кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок из-за коробки и т. д.

5. «Что изменилось?»

В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.

6. «Закончи фразу»

На столе стоит коробка. Взрослый на глазах у детей раскладывает картонные кружочки, произнося начало фразы,а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок … (в коробку, за коробку, на коробку и т. д.). Я беру кружок … (из коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).

7. «Где находится?»

Один ребенок ведущий, взрослый называет ему какой-нибудь предмет, находящийся в группе, так, чтобы другие дети не услышали.

Ведущий должен описать его расположение, используя слова, отражающие пространственные характеристики, а другим детям нужно назвать этот предмет.

Тот, кто первым найдет загаданный предмет, становится ведущим.

8. «Как пройти?»

Перед ребенком картинка с изображением дорожки, ведущей от домика к школе, дереву, магазину, лавочке. Взрослый говорит «Маленький мальчик пошел в магазин и заблудился. Помоги ему вернуться домой». Ребенку предлагают описать путь до дома.Например: Иди прямо, возле дерева сверни направо, пройди между клумбами и т. п.

4. Ориентировка на листе бумаги.

1. Ребенок сидит за столом, перед ним чистый лист бумаги. Ему даются задания показать правую сторону листа, левую, верхнюю, нижнюю, правый верхний угол, левый нижний, левый верхний, правый нижний.

2. «Домики»

Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки.Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.

3. «Выложи картинку»

Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку.Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.

4. На листе бумаги расположены плоскостные геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.

5. «Лабиринт»

Ребенку предлагается лист бумаги, расчерченный на клетки. По словесной инструкции ребенок двигает фишку по клеткам, затем говорит, где остановилась фишка.Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз. Начало пути определяет взрослый.

6. «Узоры»(рисование по клеточкам)

Детям предлагается лист бумаги в клеточку.Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать узоры по клеточкам. Слушайте внимательно, я буду говорить, сколько клеточек, и в какую сторону проводить». Затем дети рисуют.

7. Ребенку предлагают картинку и просят назвать, в какой части листа находится какой-либо объект. Затем лист переворачивают на 180° и ребенок должен сказать, где же они находятся теперь.

8. Ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-na-formirovanie-prostranstvenyh-predstavlenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Упражнения и уроки по развитию пространственно-временных представлений младших школьников

Упражнения развития пространственных представлений младших школьников

Упражнения и уроки по развитию пространственно-временных представлений младших школьников.

1. Упражнение «Расставь правильно!»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет учитель определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей в классе.

По заданию ведущего (учителя) дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между», порядке.

Затем дети по очереди становятся в роли ведущего (учителя) и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников урока правильность выполнения задания.

2. Упражнение «Разноцветные клеточки»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

Используемые материалы: поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся. Поле для ведущего (учителя)

Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий (учитель) же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить.

После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего (учителя), отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.

Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

ЦЕЛЬ: Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.

ХОД.

Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: « Так бывает» или « Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: « Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ученик должен сказать: « Так не бывает. Летом снега нет».

Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

4. Дидактическая игра «Куда пойдём».

ЦЕЛЬ:

1.Совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве.

2.Закреплять знания о сезонной одежде.

3. Развитие связной речи.

МАТЕРИАЛ. Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов, обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода, например: зонтик, плетеная корзинка, грабли, лопата, школьный портфель, книга и т.д. Листы – фоны и отдельные элементы (желтые листья, снежинки, школьный звонок), символизирующие сезон или место, куда отправилась кукла.

ХОД.

На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка. Учитель советует детям выбрать сезон и вид занятия. Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону и выбирают нужный для занятия предмет.

Например, для сбора ягод – сарафан, панамку, сандалии, корзинку. Для того, чтобы осенью пойти в библиотеку – плащ или пальто, зонт, книгу. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной доске. Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей.

Желающие могут дополнить рассказ (Даниил) Можно использовать стихи, загадки.

5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛОВИ – НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ: Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

ХОД.

Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.

6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».

ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение.

ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.

ХОД.

Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

7.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания.

ОБОРУДОВАНИЕ. Четыре больших картинки с изображением времен года, 12 маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок (на четырех – небо, на других четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля и дети в разное время года) и которые пронумерованы от 1 до 12, два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12.

ХОД.

Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной раздаются ученикам; двое ведущих у стола.

Один из ведущих кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал. Например: «У меня зима, небо серое, солнце стоит низко, светит мало».

Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Второй ведущий кидает свой кубик , и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигрывает тот, у кого оказывается больше фишек.

Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается в игру и помогает сформулировать мысль.

Конспект урока по развитию речи.

ТЕМА. Осень, приметы поздней осени.

ЗАДАЧИ.

1.Уточнить знания детей об осени, осенних месяцах.

2.Учить характеризовать приметы поздней осени.

3.Обогащать словарь детей (предзимье, озимь – для Даниила, поздняя осень).

4. Развитие связной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с изображением времен года, картинки с изображением желтых листьев, дождем и т. д. Иллюстрации, фотографии с изображением осени.

ХОД.

1.Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3.Беседа по вопросам.

-Какое сейчас время года?

-Какой месяц?

-Какие еще осенние месяцы вы знаете?

-Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень.

-Почему вы выбрали именно эти картинки?

-Какие признаки осени? (желтые листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки)•

-Какие еще приметы осени вы знаете? (улетают птицы, собирают урожай, заготавливают на зиму овощи и фрукты- Для Даниила).

4.Чтение стихотворения про осень (Даниил)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость… ( С.Есенин )

Осенний старательный ветер

Листву по дорогам разнес. ( М. Исаковский)

Чтение сопровождается показом иллюстраций.

Такое время, когда дует пронизывающий ветер, может выпасть снег, называется «поздней осенью».

-Как называется, повтори…( 2-3 ученика )

А месяц ноябрь называется предзимним.

5. Игра «Лето- осень»

Задание: разложить картинки под лето и осень. На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола учителя и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

6. Динамическая пауза.

7. Стихотворение Плещеева «Осенью» (Даниил)

Объяснение слова «озимь».

-О каких еще приметах говорится в стихотворении?

Как сказано о дожде? (моросит)

О ветре? (воет)

Закройте глаза и представьте осеннюю картину: туча закрыла небо, моросит дождь, воет ветер. Что вы почувствовали? Чего захотелось? (солнца, тепла)

8. Итог.

-Как можно назвать месяц ноябрь?

-Какие приметы поздней осени вы знаете?

ТЕМА. Весна. Признаки весны (изменения в природе).

ЦЕЛЬ. 1.Уточнение знаний детей о весне.

2. Развитие речи, обогащение словаря.

ХОД.

1. Беседа по вопросам.

-Какое время года наступило?

-Какой первый весенний праздник?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

-Почему вы думаете, что наступила весна?

Назовите приметы весны (Даниил)

Стихотворение про весну.

1.Выход на улицу. Рассматривание окружающей природы. Беседа.

2.Итог (проводится в классе).

-Что мы делали? Куда ходили?

-Какие приметы весны увидели?

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (С Даниилом).

ТЕМА. Беседа о весне. Чтение детям: В. Бианки. «Апрель».

ЦЕЛЬ. Уточнить знания ученика о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц, чтобы сравнить увиденное с тем, о чем говорится в книге В.Бианки « Синичкин календарь».

ХОД.

Учитель уточняет, какой месяц наступил (май), что это за месяц (май – последний месяц весны).

-Наступила весна и принесла с собой большие изменения. Изменилось все: поле, лес, люди. Давай поговорим об этих изменениях. ( На доске выставляются иллюстрации)

-Каким стало поле? Сошел снег, появились важные грачи. А теперь на поля вышла техника. Люди готовятся к севу.

-Что происходит в лесу в марте и в апреле. Появляются первые цветы – первоцветы. (дети дают описание подснежника)

-Подойди к окну и расскажи, как выглядит наша улица (на деревьях и кустах набухли (вскрылись) почки, появились первые весенние цветы и т. д.

-Почему весной так быстро растут растения? ( много солнца, света, стал заметно длиннее день).

Динамическая пауза.

-Как весной одеты люди?

-Во что дети играют дети?

Чтение главы «Апрель» из книги В.Бианки «Синичкин календарь».

-Что нового узнал об апрельских изменениях в природе.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

ТЕМА. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор О. И. Соловьева).

ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания ученика о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие связной речи.

ХОД.

-Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?•

Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны.

Показ картины «Зимние развлечения».

-Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как ты определил, что день солнечный и теплый?

Однажды в зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Согласен? Как можешь подтвердить?

-Давай рассмотрим, что происходит на горке?

-Что происходит со снеговиком?

-Не забыли малыши о своих пернатых друзьях?

-Попробуй составить рассказ по картине.

Образец рассказа учителя.

В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху уже что-то кричат ему.

Наверное, просят освободить путь! Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода, потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка. Не забыли дети и о своих пернатых друзьях.

Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке. Хорошее время – зима!

Итог.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/prochee/uprazhnieniia-i-uroki-po-razvitiiu-prostranstvienno-vriemiennykh-priedstavlienii-mladshikh-shkol-nikov

Журнал Педагог | Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие пространственных представлений школьников младшего возраста

Упражнения развития пространственных представлений младших школьников

Таразанова Мария Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГАОУ Губернаторский Светленский лицей
Населённый пункт: г. Томск п.

Светлый
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие пространственных представлений школьников младшего возраста.
09.01.

2017
Раздел: начальное образование

Назад

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНАТОРСКИЙ СВЕТЛЕНСКИЙ ЛИЦЕЙ
Комплекс коррекционных занятий, направленных на развитие

пространственных представлений школьников младшего

возраста.

ВЫПОЛНИЛА: учитель начальных классов Таразанова Мария Юрьевна п. Светлый 2017.

Введение.

Актуальность проблемы.

И вот наступил тот долгожданный момент, которого ждали родители. Их ребенок пошел в школу. И все вроде хорошо, и семья благополучная, и родители активно участвуют в воспитательном процессе ребенка, и все их устраивает. Но почему-то порой ребенку с хорошей памятью не удается запомнить последовательность событий, возникают трудности при определении времени, почему-то ребенок заезжает за поля, пишет буквы и цифры зеркально, никак не может списать слова, пропускает буквы, слога и много другое, главное никак не может понять условие задачи? Одной из причин возникновения трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, над, под и т.д. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем, пространстве, закладывает у него основы анализа, синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет важнейшее свойство человеческой психики. Пространственные представления у детей развиваются в различных видах деятельности – на занятиях по математике, изодеятельности и т.д.Так же пространственные представления развиваются во время режимных моментах – в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Что такое пространственное представление и для чего оно нужно?

Пространственное представление – это представление о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий его успешности. Чтобы ребенок учился успешно в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам. При изучения математики пространственные представления нужны для: 1) Понимания разрядного строения числа (с 15 и 51 различаются только местом входящих в их состав цифр) 2) Понимания отношений сравнения ( больше- меньше, ближе- дальше, раньше – позже) 3) Правильного , незеркального написания пространственно-сходных цифр ( 6 и 9) 4) Вектора направления счетных операций ( сложения и вычитания). 5) Представление о геометрических фигурах и их положения в пространстве 6) Понимания условия задачи – часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед отдельной формулировкой отдельных входящих в ее состав условий ( например, на столько-то больше, во столько- то меньше). В данном случае ребенок может знать все правила, алгоритмы решения, но не понимать условий задач на нахождение веса, скорости, расстояний, части от целого и т.д. 7) Работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом ( разрядом) В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место: 1) Графически-пространственный образ буквы, который является основой владения навыками письма и чтения ( например, правильное написание и узнавание прописных букв «Б» и «Д». 2) Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов ( правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове) У детей с несформированностью пространственных представлений обычно беспорядок в тетрадях – они заезжают за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с предлогом, не соблюдают правила переноса и т.д.

Этапы развития пространственных представлений.

Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается ещё в самом раннем детстве и формируется постепенно. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве ( видимом и воображаемом). Базовый и наиболее ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Сначала у ребенка начинает формироваться представление о собственно теле и расположении внешних объектов по отношению к собственному телу, которое происходит через ощущение напряжения и расслабления мышц. Ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как поймет свое тело. Поэтому на начальном этапе коррекционной работы с детьми с несформированностью пространственных представлений важно использовать упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела. Между 3 и 4 годами начинает складываться представление о правом и левом, т.е, продолжает созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различия ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к 6 годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. На следующем этапе – ориентировка в схематичном пространстве, пространстве листа. Поэтому целью коррекционной программы является коррекция пространственных представлений у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1) Развитие зрительного восприятия школьника 2) Развитие пространственных представлений 3) Развитие познавательных процессов Одной из основных причин нарушения развития пространственных представлений часто является нарушение тесного межполушарного взаимодействия головного мозга. Поэтому в своей работе кроме основных упражнений по развитию пространственных представлений я использую кинезиологические упражнения. Использование кинезиологических упражнений оказывает благоприятное воздействие на нервную систему ребенка, стимулируют интеллектуальную деятельность учащегося. Непосредственно сами кинезиологические упражнения состоит из основных блоков – это дыхательные упражнения, упражнения-растяжки, глазодвигательные и пальчиковые, су-джок терапия.

Занятие №1.

1. «Часики» – учащиеся глазами водят влево-вправо. Продолжительность около 30 секунд. 2. «Вдох-выдох». Дыхательное упражнение, направленное на снятие мышечного напряжения. Учащиеся делают глубокий вдох – медленный выдох ( 3 раза). 3. Ухо-нос. Кинезиологиечкое упражнение, направленное на межполушарное взаимодействие. Дети по команде взрослого левой рукой дотрагиваются до носа, правой до левого уха. Потом наоборот. Выполняют 5 раз. 4. Катание карандаша вдоль плоскости стола. Сначала правой ладонью, потом левой, далее одновременно двумя руками. 5. «Вперед-назад». Су-джок терапия. Шарик находится между ладоней ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Дети выполняют массажные движения, катая шарик вперед-назад.

Занятие №2.

1. «Восьмерка» – глазодвигательное упражнение. Дети глазами рисуют воображаемую восьмерку. Выполняют 3 раза. 2. «Свеча» – дыхательное упражнение. Дети представляют, что перед ними горит свеча. Их задача задуть свечу сначала медленным выдохом, потом быстрым. Выполняют 3 раза. 3. «Я хороший» – кинезиологическое упражнение. Дети левой рукой гладят голову, правой подбородок, затем правой рукой гладят голову, левой – подбородок. Чередуют 5 раз. 4. « Волчок» – пальчиковая гимнастика. Учащиеся вращают карандаш левой рукой на столе большим и указательным пальцем, затем – правой рукой. Выполняют по 5 раз каждой рукой. 5. «Колобок» – су-джок-терапия. Шарик находится между ладоней ребенка. Ладони прижаты друг к другу. Учащиеся выполняют круговые движения, катая шарик по кругу по ладоням. Сначала в одну сторону, потом в другую.

Занятие №3.

1. «Имя»- глазодвигательное упражнение. Дети глазами в воздухе рисуют свое имя, фамилия. Выполняют 3 раза. 2. «Ныряльщик»- дыхательное упражнение. Учащиеся делают глубокий вдох, задерживают дыхание, закрывают нос, приседают, считают до 5 и делают выдох. Выполняют 3 раза. 3. « Парад» – кинезиологическое упражнение. Дети маршируют на раз, два, три, четыре. В первом цикле шагов учащиеся выполняют хлопок руками на счет раз, во втором – на счет два и т.д. 4. «Прятки с карандашом»- пальчиковая гимнастика. Учащиеся сжимают поочередно карандаш в кулачке. Выполняют 5 раз. 5. «Винтик» – су- джок- терапия. Учащиеся держат шарик подушечками пальцев, делают вращательные упражнения вперед, как будто закручивают винтик. Выполняют поочередно левой, правой рукой 5 раз.

Занятие №4.

1. «Фигуры»- глазодвигательное упражнение. Учащиеся глазами показывают различные геометрические фигуры- круг- овал-квадрат-треугольник и т.д. 2. «Воздушный шарик» – дыхательное упражнение. Учащиеся мысленно представляют, что они шарик, который надули (учащиеся делают глубокий вдох), но вскоре шарик стал сдуваться ( учащиеся медленно выдыхают). 3. «Мельница» – кинезиологическое упражнение. Левая рука и правая нога вращаются вперед, затем назад. Одновременно учащиеся вращают глазами. Выполняют 1 минуту. 4. «Подъемный кран» – пальчиковая гимнастика. Учащиеся поднимают карандаш со стола одним пальцем. Задействованы все 10 пальцев. 5. «Усиление» – су-джок-терапия. Учащиеся держат шарик подушечками пальцев, с усилием надавливают на мяч. ( 5 раз)

Занятие № 5

1. «Свет» – глазодвигательное упражнение. Дети зажмуривают глаза, словно от яркого света, расслабляют. Чередование – 5 раз. 2. «Прерывное дыхание» – дыхательное упражнение. Участники выполняют поверхностное дыхание. 3. «Маршировка» – кинезиологическое упражнение. Шаг на месте. Шаг левой ногой – взмах левой рукой, шаг правой ногой – взмах правой рукой. 30 секунд. 4. «Вертолет» – пальчиковая гимнастика. Участники вращают карандаш между большим пальцем. 30 секунд. 5. «Колечко» Учащиеся вынимают из шарика колечко и поочередно надевают его на все пальцы.

Занятие №6.

1. «Сведение к носу»- глазодвигательное упражнение. Дети смотрят на отдаленную точку, затем медленно сводят глаза к носу. Выполняют 3 раза. 2. «Ветерок» – дыхательное упражнение. Учащиеся дуют на карандаш, должны под воздействия воздуха сдвинуть его с места. 3. «Постучалки» – кинезиологическое упражнение. Дети одновременно правой и левой рукой выстукивают заданный ритм. 4. «Скольжение» – пальчиковая гимнастика. Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании с упором острым концом в стол. Выполняют 3 раза. 5. «Бросок». Учащиеся подбрасывают шарик вверх и ловят двумя руками. Выполняют 5 раз.

Занятие №7.

1. «Жмурки» – глазодвигательное упражнение. Учащиеся представляют, будто им в глаза попал песок. Выполняют 3 раза. 2. «Вдох-выдох» дыхательное упражнение. Учащиеся вдох делают носом, выдох – ртом. 3. «Прыжки» – кинезиологическое упражнение. Учащиеся поднимают правую руку вверх и выполняют прыжок на левой ноге, затем чередуют руку и ногу. Выполняют 5 раз. 4. «Ладошки» – пальчиковая гимнастика. Дети тупым концом карандаша обрисовывают свои ладони. 5. « «Перекаты». Дети перекатывают шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Занятие № 8.

1. «Далеко-близко» – глазодвигательное упражнение. Участники смотрят сначала на дальний предмет, потом на самый ближний. 2. «Ветерок». Учащиеся имитируют ветер. Сначала слабый, потом сильнее, еще сильнее. Чередование 3 раза. 3. Массаж ушных раковин. Выполняют 3 раза.

4. «Качалочка». Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве. 5. «Замок». Зажать шарик между ладонями, пальцы сцеплены в замок, локти направлены в стороны. Надавить ладонями на шарик. Выполнить 4-6 раз.

В раздел образования

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=2659

Сайт инструктора по труду Громовой Ю.К

Упражнения развития пространственных представлений младших школьников

Развитиепространственных представлений младших школьников

 Важными приемами работы по развитиюпространственных представлений являются:

-опора на наглядность ситуации;

-практическая деятельность с конкретными предметами;

– использование в развивающей работедидактических игр;

-создание игровых ситуаций (ведь именно игровая форма работы вызывает в этомвозрасте неподдельный интерес ребёнка);

-активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих – –   пространственное положение предметов(например, когда один из участников –      развивающего занятия предлагает другим свой вариант задания);

-введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначалареального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.

Сучетом этих приёмов нами был разработан и апробирован цикл занятий для учащихся1-х классов «Что и где?», целью  которогостало развитие пространственных представлений детей.

    В ходе занятий мы реализуем такие задачи, какформирование умения определять пространственное расположение предметов поотношению к самому себе и по отношению к другим объектам; развитиепредставлений о взаиморасположении объектов в пространстве по вертикальной игоризонтальной осям, а также развитие умения самостоятельно употреблятьпотреблять предлоги, обозначающие расположение объектов в пространстве в речи(«над», «на», «в», «под», «по», «от», «к», «за», «у», «между» и т.п.).

Предлагаемнекоторые интересные, на наш взгляд, упражнения, которые были разработаны намидля занятий. Заметим, что для многих упражнений требуется предварительнаяподготовка используемого материала (например, геометрические фигурки изкартона, поле для игры).

1. Упражнение «Расставь правильно!»

Цель:развитие пространственных представлений о расположении объектов погоризонтальной оси.

Используемые материалы:наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

   Детям раздаются вырезанные из цветной бумагигеометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы).Величину и цвет психолог определяет сам. Число наборов должно соответствоватьколичеству детей в группе.

По заданию ведущего дети раскладывают фигуры насвоей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед»,«между», порядке.

Затем дети по очереди становятся в роли ведущего и задаютсвой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников занятияправильность выполнения задания.

2. Упражнение «Найдипаззлы»

Цель:развитие понимания пространственных отношений предметов посредством вербальныхобозначений.

Используемые материалы:небольшая картинка, выложенная из паззлов.

Ведущийпросит детей встать около двери и сообщает им, что от картинки, которую онсобрал, потерялись несколько пазлов (число потерянных пазлов ровняется числуучастников) и детям предстоит их.

Как найти недостающие элементы картинкиподскажет ведущий.

Указания месторасположения паззла ведущий сообщает каждомуребёнку по очереди, используя при этом слова и предлоги, с помощью которыхопределяется местоположение объектов.

Например:«Встань так, чтобы впереди тебя было окно, сделай три шага налево, два шагавперед и ты найдёшь пазл на стуле под книгой». 

3. Упражнение«Лабиринты»

Цели:развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение впространстве, формирование умения работать в паре.

Используемые материалы:напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображениелабиринта на большом листе бумаги формата А4 или А3 (см. Приложение 1).

Ведущий:«Сейчас мы будем проходить лабиринты.

Для этого вы должны объединиться в пары иопределить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, акто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу спомощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Послетого, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями впаре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы.

Передвыполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться надоске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта.

4. Упражнение«Разноцветные клеточки»

Цели:развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальнойоси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающихрасположение в пространстве.

Используемые материалы:поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся. Каждомуучастнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранееприготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственноерасположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить

Послевыполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своёмполе по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.

Например:«Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неёдве клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёнойклетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом.

6. Упражнение «Самыйвнимательный»

Цели:развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположениепредметов в пространстве, развитие памяти и внимания.

Ведущий:А теперь мы проверим, кто у нас внимательный.

Выбираетсяпо желанию один ребёнок, который выходит в центр комнаты. Ему даётся заданиевнимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся вкомнате.

Затем ребёнок закрывает глаза, а другие участники занятия задают емувопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди,справа, слева.

Например: «Сколько стульев стоит справа от тебя?», «Есть липозади тебя синяя парта?».

Важныммоментом в этом упражнении является то, что ребёнок получает навык правильногообозначения местоположения предмета относительно не себя, а других объектовпространства.

7. Игра «Кто быстрее?»

Цель:отработка навыка ориентирования на заданном пространстве.

  Используемые материалы: кубик и фишки, вкачестве которых выступают фигурки сказочных персонажей или героев мультфильмов(например, фигурки из «Петрушки – шоколадной игрушки») с отчетливодифференцируемыми левой и правой сторонами тела; карточки с указанныминаправлениями движения (см. Приложение 2) и карточки с заданиями (см.Приложение 3), игровое поле (см. Приложение 4).

   На столе или на полу ведущий раскладываеткарту для игры, раздаёт участникам фишки и кубик. Ведущий объясняет ребятамправила игры: «Поставьте фишки в центр поля на клетку «СТАРТ» (черная клетка вцентре поля).

Ваша задача, передвигаясь на столько клеточек, сколько точеквыпадет на кубике, и в том направлении, которое вы выберете на карточке, какможно быстрее выйти за пределы поля.

Выигрывает тот, кто быстрее всех окажетсявне поля.

     Если фишка попадает на клетку зеленогоцвета, то игроку дается дополнительный ход (по правилам: бросает кубик и берёткарточку с направлением движения).

Если фишка попадает на клетку оранжевого цвета,то игрок должен загадать другим игрокам предмет, находящийся в данномпомещении, описав его месторасположение. Если фишка попадает на клетку синегоцвета, то игрок должен выполнить задание (взять карточку, на которой написанозадание).

Если игрок попал на клетку красного цвета, он пропускает ход. Еслифишка попадает на клетку желтого цвета, игрок получает дополнительный ход, нонаправление движения он выбирает сам».

Играиспользуется для закрепления навыков ориентации в пространстве.

Источник: https://juliagr.ucoz.ru/publ/razvitie_prostranstvennykh_predstavlenij_mladshikh_shkolnikov/1-1-0-6

Лечение Детей
Добавить комментарий