Упражнения рефлексию младших школьников

Упражнения по развитию рефлексии

Упражнения рефлексию младших школьников

Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.

Автопортрет.

Цель упражнения: – формирование умений распознавания незнакомой личности, – развитие навыков описания других людей по различным признакам. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы.

Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы “автопортрет” был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.

По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Без маски.

Цель упражнения: – снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; – формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности “я”. Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.

Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: “Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…” “Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это …” “Иногда люди не понимают меня, потому что я …” “Верю, что я …” “Мне бывает стыдно, когда я …

“Особенно меня раздражает, что я …” и т.п.”

Да.

Цель упражнения: – совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения.

После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, ” Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков”.

Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – “да”.

Карусель.

Цель упражнения: – формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; – развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу “карусели”, т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций: _ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече… _ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним..

. _ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. _ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты.

Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Качества.

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.

Комиссионный магазин.

Цель упражнения: – формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; – выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; – углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Предлагается поиграть в комиссионный магазин.

Товары, которые принимает продавец – это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные.

Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое.

Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут

На какой я ступеньке?

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.

Дается инструкция: “Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь”.

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике: – 1-4 ступенька – самооценка занижена -5-7ступенька-самооценка адекватна

– 8-10 ступенька – самооценка завышена

Проективный рисунок “Я такой, какой я есть”.

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Три имени.

Цель упражнения: – развитие саморефлексии; – формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки.

На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья).

Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Образно-рефлексивная процедура “Дерево”.

1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и …

входит в него, становится этим деревом.

Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.

Образно-рефлексивное упражнение “Подари себе имя”.

Цель: достижение каждым участником эмоционального ресурсного состояния.

1) Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться.

2) Тренер говорит участникам: “Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие”.

3) По прошествии достаточного для выполнения задания времени (5-7 ми­нут) тренер предлагает участникам группы обсудить результаты индивидуальной визуализации.

4) Каждый участник рассказывает группе об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии с обязательной рефлексией источника своего позитивного чувства (уверенности, успешности, удачи и т.д.).

5) По окончании рассказа каждому участнику тренер с помощью группы придумывает новое имя. В котором бы отражалась самая суть получения эмоционального ресурсного состояния: “Я тот, который (ая) … (делает то-то и то-то)” или “Я уверен (а) в себе, когда я … (делаю то-то и то-то)”.

Обсуждение в группе (при необходимости).

Процедура “Рефлексия “Здесь и теперь”.

Назначение:

– знакомство с сутью процесса рефлексии;

– обработка навыка рефлексии.

Примечание: Процедура 3 – одна из тех, которые желательно использовать в начале и в конце каждой встречи.

1. Ведущий предлагает каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме – вербально, невербально, рисунком на листе бумаги и др.

2. Каждый из участников группы по семибальной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.

3. После того, как эта процедура проделана, ведущий дает основные понятия рефлексивной работы.

Одним из способов развития рефлексии является танцевальная терапия.

Танец – это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций.

Танец, прежде всего, требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца.
Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок.

Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных форм движений. Когда же танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли.

Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька.

Коновалова А.Н.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers/702-exercises-to-promote-reflectio

Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе

Упражнения рефлексию младших школьников

Анжелика Фролова
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе

Рефлексия учащихся на уроках в начальной

школе.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Алдан

Фролова Анжелика Викторовна.

2013 – 2014

учебный год

Введение

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается.

Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными.

Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.

1. Понятие рефлексии.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior – обращение назад.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т. п.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы.

«Лесенка успеха»: нижняя ступенька – у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;

средняя ступенька – у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы;

верхняя ступенька – у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

«Наряди ёлку»: успешно выполнил задание – повесил шарик,

были ошибки – шарик остался возле ёлки.

«Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок,

жёлтый лист – 1 ошибка,

красный лист – 2-3 ошибки

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Древа целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю).

На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:

1. Короткая беседа в конце урока:

• Чем мы сегодня занимались?

• Что мы для этого делали?

• Что у нас получилось хорошо?

• Что нам пока не удается?

2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.

• Что мы делали для достижения поставленных целей?

• Довольны ли мы результатом?

• Можно ли это было сделать иначе?

• Какой вариант лучше?

• Где нам пригодится это умение?

3. Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

• Сегодня на уроке я …

• Больше всего мне понравилось …

• Самым интересным сегодня на уроке было.

• Самым сложным для меня сегодня было ….

• Сегодня на уроке я почувствовал.

• Сегодня я понял.

• Сегодня я научился.

• Сегодня я задумался ….

4.Определить уровень понимания поможет следующий вариант:

• 3 балла – я все очень хорошо понял, мне было интересно;

• 2 балла – мне все понятно, но материал не всегда интересен;

• 1 балл – я не все понял, но мне было интересно;

• 0 баллов – я ничего не понял и на уроке скучал.

Или баллы заменить цветом

• Зеленый – Я все понял, я молодец!

• Желтый – Не все удалось, я могу лучше!

• Красный – Мне надо больше стараться!

Применять можно:

– карточки с изображением лица;

– показ большого пальца вверх или вниз;

«солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось;

«радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – плоховато.

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т. к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.

Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности

1) этап формирования коллективной рефлексии;

2) этап формирования групповой рефлексии;

3) этап становления индивидуальной рефлексии.

Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.

На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.

На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.

2. Функции рефлексиив педагогическом процессе:

1. Диагностическая

2. Проектировочная

3. Организаторская

4. Коммуникативная

5. Смыслотворческая

6. Мотивационная

7. Коррекционная.

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.

Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания.

Под руководством учителя вместе с другими учениками ребенок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы.

Следовательно, организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.

Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить учебную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Это потребует от ученика осознания, почему он не может решить задачу, и формулировки вопроса, который позволит ему добыть информацию для правильного решения.

Чтобы вступить в сотрудничество с учителем, младшему школьникунужно выполнить следующие операции:

• выделить в задаче условия;

• проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;

• зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;

• указать на это противоречие взрослому;

• определить, какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.

Каждая из операций требует выполнения рефлексии.

Ситуации сотрудничества на уроке можно организовать с помощью «проблемных» заданий.

3. Приёмы рефлексии.

Рефлексия деятельности.

• Что на вас произвело наибольшее впечатление?

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

• Что нового вы узнали на уроке?

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов.Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные.Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

«Мордашки»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Рефлексивные способности, как педагога, так и учащихся являются важным условием организации учебной деятельности. Те, кто обладает ими, имеют возможность достичь большей эффективности процесса обучения.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/refleksija-uchaschihsja-na-urokah-v-nachalnoi-shkole.html

Упражнения на рефлексию для подростков

Упражнения рефлексию младших школьников

Определение 1

Рефлексия – это особая характеристика человека, отличающая его от иных живых организмов и проявляющаяся в осознанном акцентировании внимания на себе, своей деятельности, поведенческих процессах и поступках, включающая их оценку и эмоциональные реакции».

Рефлексия предполагает акцентирование внимания на собственном «Я», его развитии и осмыслении. Развитие навыков рефлексии играет важную роль для понимания и осознания собственного «Я», развития способностей к самоанализу и самооценке, самокритике.

Рефлексия помогает в развитии адекватного отношения к собственной личности, способности проведения сравнительных характеристик своей деятельности и деятельности окружающих, рационально воспринимать и видеть себя со стороны, адекватно реагировать на отношение других к себе.

Характеристика процессов рефлексии была дана еще древнегреческими философами. Сократ характеризовал ее, как средство для познания и совершенствования себя, развития навыков критической оценки своей мыслительной и реальной деятельности. только благодарю наличию рефлексии становится возможным непрерывное развитие личности, ее совершенствование.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рефлексия является своеобразной формой самоанализа. Она характеризует навыки личности обращаться к своим мыслям, анализировать их, проводить их оценку и контроль.

Наличие рефлексии позволяет управлять своими мыслями, что обеспечивает торможение их хаотичного движения, переход внимания и мышления на осознанную ступень, развитие навыков размышления и обеспечения полноценного психического и личностного развития.

Рефлексия относится к таким процессам, которые требуют непрерывного развития и совершенствования. Познание своего внутреннего мира необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности и адаптации к социальным условиям существования.

Развитие рефлексии положительно сказывается на полноценном, всестороннем, гармоничном личностном становлении, формировании самодостаточной личности. Это помогает в постановке целей и выборе направлений организации своей жизнедеятельности.

Функциональная значимость рефлексии проявляется в следующем:

  1. Способности регулировать и управлять своей мыслительной деятельностью;
  2. Проведении оценки своих мыслей и суждений, адекватном рассмотрении их верности, обоснованности и логичности;
  3. Исключении из своего сознания ненужных, бесполезных мыслей, неверных суждений, бестолковых размышлений;
  4. Развитии своего природного потенциала, превращении скрытых способностей в реальные, практически применимые;
  5. Глубоком самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании своей личности – ее качеств и умений, направлений поведения, мировоззрения;
  6. Формировании четкой социальной позиции;
  7. Развитии способности к принятию решения, навыков устранения нерешительности, колебаний, сомнений.

Замечание 1

Развитие рефлексии необходимо и для того, чтобы определить и осознать свои слабые стороны, выявить пути их развития и совершенствования, отыскать пути решения разнообразных проблем, преодоления трудности и улучшения своей жизнедеятельности.

Разновидности рефлексии

Рефлексия представлена несколькими видами, каждый их которых имеет свои особенные свойства и параметры:

  1. Личностная рефлексия – проявляется в познании своего внутреннего мира, анализа своей мыслительной деятельности, поступков, взглядов и суждений.
  2. Интеллектуальная рефлексия – воплощается на стадии разрешения умственных задач, чтобы найти способ ее оптимального и эффективного разрешения.
  3. Коммуникативная рефлексия – осуществляется при изучении другого человека или группы лиц. Личность осуществляет мониторинг деятельности, реакций, поступков, эмоционального развития других людей, пытаясь отыскать причины их поведения.
  4. Научная рефлексия – проявляется в изучении и мониторинге научных знаний и приемов деятельности, взглядов, обоснований, законов.
  5. Социальная рефлексия – осознание поступков и действий других людей на основе формирования мыслительного представления об их размышлениях и взглядах. Собственные размышления, здесь, выступают отражением внутреннего мира других людей.

Развитие навыков рефлексии в подростковом возрасте

Овладение рефлексионными навыками осуществляется путем соблюдения следующих шагов:

  1. Обязательный анализ принятого решения, оценка его эффективности и своих действий.
  2. Проведение мониторинга протекания каждого рабочего дня. Необходимо делать детальный разбор всех событий, анализировать неудачные моменты и ситуации, объективно оценить их.
  3. Проведение анализа своего мнения о поступках окружающих. Это дает понимание того, является ли мнение верным или нет.
  4. Постоянное общение с людьми, имеющими иные взгляды и направления деятельности, отличные от собственных. Рефлексия активизируется при понимании другого человека.
  5. Практическое решение проблем и жизненных затруднений, в процессе чего приходится оценивать свои действия, выявлять положительные и отрицательные стороны различных ситуаций.

Таким образом можно развить саморефлексию, найти необычные способы решения проблем, преодолеть трудности.

Среди упражнений для развития рефлексии можно выделить несколько наиболее эффективных:

  • Упражнение «Карусель». Оно предполагает необходимость ежедневного знакомства с одним новым человеком, построение диалога с ним и последующую оценку своей деятельности. Это развивает навыки реагирования на поведение других людей;
  • Упражнение «Автопортрет». Формирует умение самоанализировать и самопознавать себя, а также уметь дать описание характеристик другого человека. Упражнение проводится путем детального описания себя, своих параметров, качеств, манер поведения другому человеку. Информация должна быть максимально соответствующей действительности, чтобы человек, не видя вас никогда смог представить себе;
  • Упражнение «Дерево». Основано на представлении в своем сознании дерева с определенными характеристиками, которые, по сути, отражают собственную личность. Человек отождествляет себя с деревом, испытывая при этом определенный эмоциональный настрой;
  • Упражнение «Качества». Оно помогает сформировать адекватную самооценку. Проводится путем прописывания перечня своих плюсов и минусов и их оценки по десятибальной шкале;
  • Упражнение «Да». Оно развивает не только рефлексию, но и эмпатию. Упражнение проводится в парах. Один из участников характеризует свое состояние или настроение, а другой, стремиться детализировать эту информацию, задавая наводящие вопросы. Ответы на вопросы должны носить утвердительный характер, как минимум три раза.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/uprazhneniya_na_refleksiyu_dlya_podrostkov/

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста

Упражнения рефлексию младших школьников

В статье представлены результаты исследования проблемы, которая заключается в определении и выявлении методических приемов, способствующих рaзвитию рефлексии у младших школьников.

Разработанная нами программа развития рефлексии позволила осуществлению одновременного развития в познавательной, чувственно переживаемой и действенной сферах.

Наиболее эффективное руководство процеccом развития рефлексии у младших школьников осуществляется при использовании педагогических рекомендаций, позволяющих учителю продуктивно проводить рефлексивную деятельность в образовательном процессе.

Ключевые слова: рефлексия, идентификация, познание, переживание, действие, младший школьный возраст.

Согласно «Закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014, Глава VII, Статья 66», начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [8]. Указанные качества личности напрямую связаны с умением чувствовать, переживать, понимать ситуацию, осознавать себя и окружающих людей. Именно, в возрасте с семи до одиннадцати лет, ведущей становится учебная деятельность, а новообразование произвольность психических процессов и внутренний план действий [7].

Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе aнализa и оценки поступков, отношений и кaчеств окружающих его людей и сaмого себя. Знания о самом себе являютcя важным фактором стaновления личности.

Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение нa основании своих действий, поступков, т. е. определяют уровень рaзвития рефлексии, которая и являетcя одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у млaдших школьников в процессе учебной деятельности.

Поэтому этот период является чрезвычайно важным для психического развития ребенка.

В педагогике и психологии со второй половины XX в. активно изучаются и разрабатывaются механизмы и методы, связаные с рефлексивной деятельностью. В большинстве исследований формирование рефлексии напрямую связано с уровнем развития самосознания и развития личности ребенка (В. С. Мухина, И. А. Зимняя).

Так же в младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие когнитивного компонента рефлексии, эмоциональная ее составляющая является лишь фоном этого процесса (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов). В исследованиях Б. Г. Ананьева и Л. С. Выготского чувственное познание составляет источник и основу рационального познания. Однако, Т. Ю. Андрющенко, А. З.

 Зак полагают, что в данной возрастной группе необходимо рaзвивать когнитивный, эмоциональный и чувственный компоненты рефлексии.

В психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия- (от позднелат. rеflеxiо — обращенный назад) — 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [4].

В нашем исследовании рефлексия представляет собой способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад [6].

Рефлексия как мехaнизм формируется горaздо позже, чем идентификaция. Если к идентификaции ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Рефлексия — это не только самопознание, самопонимание, она включает такие cферы как познание, переживание и действие.

О. Г. Бырдина считает, что сфера познания начинается с интереса к себе, понимание себя, знания о самом себе. К сфере переживания мы относим способность анализировать и оценивать чувства и отношения, как свои, так и чужие. В сфере действия младший школьник развивает ценностное отношение к другим, к миру, к себе [1].

С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества. Дaть анaлиз чему-либо — это значит пережить, пропустить через свой внутренний мир, оценить.

Развитие рефлексии это не стихийный процесс, а поэтапная, планомерная работа, которая предполагает содержательность всех ее компонентов постепенно.

Для этого мы разработали программу развития рефлексии у детей младшего школьного возраста, предполагающая дифференцированную работу со школьниками в зaвисимости от уровня развитости их рефлексивных умений («группа поддержки», «группа развития», «группа сопровождения»).

Данная программа проходила в три этапа: установочно-ориентированный, развивающе-продуктивный, итогово-прогностический.

На установочно-ориентированном этапе проводилась фронтальная рефлексивная деятельность всех учеников. Дети учились вербально и невербально выражать познавательную и чувственно переживaемую рефлексию, с помощью таких приемов, как «Вербализация», «Подкрепление», «Молчание в группе».

Целью развивающе-продуктивного этапа являлось обеспечение индивидуальной рефлексивной деятельности учеников.

Им дaвалиcь более сложные рефлексивные задaния, упражнения и игры, требующие оcознанности и оcмысленности рефлексивной деятельности, при этом использовались такие приемы как «Обратная связь», «Эмпатическое слушание», «Самоконтроль».

Школьникам cо слабо развитой познавательной рефлексией предлагались задания для развития умения анaлизировать процесс познaния, и упражнения «Следопыты», «Лови ошибки», Мудрые совы».

Детям cо слабо развитой чувственно переживаемой рефлексией дaвали задaния для развития умения aнaлизировaть свои переживания и свое эмоциональное cостояние в процессе познания, использовались упражнеия «Метод пяти пальцев», «Коллекционер ощущений», «На поляне настроения» и др.

Проведенное исследование исходного и итогового диагностирования уровня развитости рефлекcивных умений у младших школьников, позволило выявить общую направленность в развитии рефлексии познавательной, чувственно переживаемой и действенной сферах, что свидетельствуют о достаточном развитии умений владения мехaнизмами рефлексивного мышления: «остановкой», «фикcацией», «отcтранением», «объективизацией» и «оборачивaнием».

В ходе психолого-педагогической работы были разработаны рекомендации по руководству процеcсом развития рефлексии у младших школьников.

Литература:

1.                  Бырдина О. Г. Модель формирования профессионально-ценностного самоотношения личности будущего учителя / О. Г. Бырдина // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 3.- С. 162–168.

2.                  Бырдина О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. -2013. -№ 10.-С.501–503.           

3.                  Гамезо М. В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо.- М., 2001 г.

4.                  Маралов В. Г. Опыт самопознания [Текст] / В. Г. Маралов. — М., 1987. — 365 с.

5.                  Мириманова М. С. Рефлексия как системный механизм развития [Текст] / М. С. Мириманова.- М.: ВЛАДОС, 1997.-316 с.

6.                  Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина.- М.: Академия, 1998. — 456с.

7.                  Шаповаленко И. А. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. А. Шаповаленко.- М.:Гардарики, 2005.-349 с.

8.                  Законы и Кодексы РФ 2014 в режиме оnlinе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.assеssоr.ru/zakоn/273-fz-zakоn-оb-оbrazоvanii-2013/

9.                  Куфарова Алена Юрьевна. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию : Дис. канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2004 208 c. РГБ ОД, 61:05-13/101

Источник: https://moluch.ru/archive/67/11256/

Лечение Детей
Добавить комментарий