Упражнения тактильные ощущения детьми

Картотека игр и упражнений на развитие ощущения

Упражнения тактильные ощущения детьми

Игры на развитие ощущений.

Студентки:

Ф-32 группы.

Сазоновой Татьяны.

1.«Дорожки»

Цель игры: развитие осязательных ощущений.

Ход игры : перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.

Правила:ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

2. «Кот в мешке »

Цель игры: развитие осязательных ощущений.

Ход игры : ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.

Правила: задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по-возможности назвать его.

Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов.

Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.

3.«Погремушки»

Цель игры: развитие слуховых ощущений.

Ход игры: в приготовленные коробочки (или непрозрачные баночки) насыпают различные материалы (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по-отдельности.

Правила: детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный или неприятный). Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробочке (мелкие или крупные), а также попытаться ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

4.«Подбери картинку»

Цель игры: развитие осязательных и зрительных ощущений.

Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся лист картона с наклеенными на нём материалами разной фактуры (наждачная бумага, мех, фольга, хлопчатобумажная ткань, шёлковая или атласная ткань, бархат и т.

п.) и разного цвета. К каждому виду материала по-очереди прикладывается сверху другой лист картона с выбитым на нём изображением предмета. Ребёнок смотрит глазками и трогает пальчиками получившейся предмет.

Правила: ребёнок рассказывает о своих ощущениях: какой материал на ощупь (мягкий или жёсткий, шершавый или гладкий, тёплый или холодный, приятный или нет, и т.п.). Также задача ребёнка – подобрать для каждого вида материала подходящую картинку (для меха – шубку, для бархата – игрушку, для атласа – платье и т.д.).

5. «Что за овощ?»

Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка.

Для игры понадобятся: различные овощи.

Описание: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.

6.«Прятки»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

7.«Чудесный мешочек»

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

8.«Кто лучше слышит?»

Цель: развивать фонематический слух детей, внимание, образную память, мышление; расширять кругозор детей; воспитывать сосредоточенность, дружеские отношения.

Ход игры: Предложите детям закрыть глаза, сосредоточиться и приложить усилия, чтобы запомнить все звуки, которые слышат в течение одной минуты. Дети внимательно слушают, открывают глаза и рисуют все то, что услышали. Свои рисунки дети дополняют рассказами об услышанном. Побеждает тот, кто услышал больше звуков.

9.«Узнай по весу»

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу.

Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д.

Предложите малышу подобрать пару похожих, но разных по весу предметов.

Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

10.«Отгадай по запаху»

Цель: развивать у детей обонятельную чувствительность, упражнять в различении запахов в окружающей среде.

Ход игры

Предложите детям отгадать по запаху различные предметы, растения, продукты. Детям завязывают глаза и дают понюхать разные предметы. Побеждает тот, кто отгадает наибольшее количество предметов.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/kartotieka-ighr-i-uprazhnienii-na-razvitiie-oshchushchieniia.html

12 упражнений для сенсорной интеграции. которые понравться вашим детям

Упражнения тактильные ощущения детьми

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха.

Вы можете заместить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие.

Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться.

Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание.

Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией.

Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит.

Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы.

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии.

Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры.

Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения.

Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка.  Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)• Мягкие подушки и одеяла• Пузырьковые трубы• Кресла-мешки• Массжаные кресла и маты• Расслабляющая музыка

• Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

• Тактильные маты и мячи• Кресла-качалки, гамаки, качели• Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки• Интерактивные пузырьковые трубы• Прожекторы жидкого света• Машины для мыльных пузырей• Утяжеленные одеяла и игрушки• Тактильные игрушки• Свистки, свистульки, музыкальные инструменты

• Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты

Прочитать материал на эту тему:

Немного о сенсорной интеграции

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Задержка речевого развития у ребенка — основные причины

Успехов Вам!

Андрей Шевченко

Подписывайтесь на канал, чтобы оставаться на связи.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abdc048bcf1bce1c5788591/5b838d015ca43900aa0ff57f

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Упражнения тактильные ощущения детьми

Анна Гаращенко
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.

Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.

Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Можно создать свою коллекцию самых разных игр и пособий.Для этого нужно: кусочки разных тканей и материалов – кожи, меха, наждачной бумаги разных номеров, губки и др.

Так же пригодятся разные крупы, мешочки с разными наполнителями (можно использовать перчатки, носочки, колготки для змеек и т. д.).

Вы можете наклеить на дощечки разные ткани и материалы, или это можно сделать на одной большой поверхности.

Взять обрезки разных тканей и разложить их перед ребенком. Рассмотрите их и потрогайте руками, расскажите, для чего какая ткань может использоваться, но сделайте это кратко, ведь детям не интересно долго слушать наши объяснения, им интереснее играть.

В качестве таких игр хорошо использовать занятия по художественно-эстетическому воспитанию:

– лепка из глины, пластилина, теста;

– аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

– аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

– рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

– игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым);

– собирание разнообразных пазлов;

– сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома и в группе детского сада.

1. Ткани на ощупь. Сделайте с ребенком книжку-игрушку «Ткани». Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.

2. Волшебный мешочек. Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т. д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку.

Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее».После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения.

Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т. д.

3.Игры с жидкостями: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель.Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т. д.

4. Игры с крупами. Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.

5. Тактильный коврик.Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Ребенок может не только потрогать, но и ходить по нему ножками.

6. Тактильные аппликации.Для этого можно взять разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т. д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется.

7. Аппликации с крупой. Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.

Хочу предложить Вам сделанную мной тактильную аппликацию в виде картины по произведению А. С. Пушкина «Золотая рыбка».В работе я использовала следующие материалы: морской песок, измельченные ракушки, веточки и семена растений, листья и травинки. Для создания фона обыкновенные цветные карандаши и аппликацию героя сказки.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-razvitie-taktilnyh-oschuschenii-kak-sredstvo-razvitija-rechi-doshkolnika.html

Тактильное развитие ребенка,игры идеи и упражнения

Упражнения тактильные ощущения детьми

ТАКТИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИГРЫ, ИДЕИ И УПРАЖНЕНИЯ

Ольга Хлебец

В развитии мелкой моторики мы особое внимание уделяем сенсорному восприятию, тактильным ощущениям, ведь это благоприятно сказывается на общем состоянии ребенка, активизирует работу мозга.

Сегодня есть масса игрушек, игр и тренажеров для развития сенсорики, тактильных книг, но хотелось бы остановиться на более простых и интересных идеях, играх и упражнениях, которые можно делать дома каждый день, особо к этому готовясь. Помните, развивается то, что тренируется.

1. Тактильные крышечки – берем крышечки из-под баночек с пюре или сока, набираем разнофактурную ткань, вырезаем по размеру крышечки и клеем на внутреннюю поверхность.

Как пользоваться: можно сшить дополнительно коврики из такой же ткани и предложить ребенку соединить крышечку и ткань одной фактуры; положить все крышечки в непрозрачный мешочек и просить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой (кожа), пушистой (мех), шершавой (бархат),ребристой (вильвет) и т.д.; можно искать пары одинковых фактур; можно искать противоположные фактуры (не похожие),например, мех и кожа.

2. Поделки из природного материала и круп. Тут уже ваша фантазия что делать из того, что есть под рукой.

3. Поделки из пуговиц и проволоки. Берете проволоку, которая легко гнется и фантазируете с имеюшимися пуговицами. Можно сделать бабочку – крылья будут собранные и закрученные в кружочек (4 шт.) пуговицы, а тело выложить из пуговиц одного размера и цвета (можно пришить тело к ткани, а затем стежками прикрепить крылья). Фантазируйте.

3. Рисование пальчиками и ладошками.

4. Рисование паролоном на ватмане – это очень интересно и быстро видно результат работы (можнно сделать автопортрет ребенка и повесить на стену).

5. Если малыш еще маленький, просто ходите с ним по дому и трогайте, как можно больше предметов. Называетй их свойства: шершавый, гладкий, пушистый. Трогайте не только ручками малыша, но и его ножками. Приводите, как можно больше сравнений. Это поможет ребенку развить образное мышление намного быстрее.

6. Поиграйте в игру «Магазин тканей». Возьмите заготовки различных кусочков ткани. Разложите их на “прилавке”. Пусть к вам приходят в магазин различные игрушки, куклы и покупают ткань для одежды.

Например, пришел зайчик, ему нужна тонкая, нежная ткань для кофточки. Мишке нужна ткань потеплее для свитера. Кукле – для шубы. Предложите ребенку разделить ткань на две кучки: ткань для зимы и для лета.

Поговорите о том, чем они отличаются.

7. Намочите разные куски ткани в воде. Посмотрите, какая ткань намокнет быстрее, какая медленее. Намокли? Теперь предложите ребенку выкрутить ткань. Очень полезное упражнение.

8. Делайте аппликации с крупой и цветной солью (ее можно купить готовую, можно взять соль для ванн разных цветов, а можно покрасить обычную соль гуашью и высушить в духовке от 5 до 15 минут, пройтись по ней скалкой для измельчения). Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в

середину картинки крупу или соль.

9. Ребенок садится на стул, закрывает глаза. Взрослый кисточкой рисует по руке малыша разные фигуры: треугольник,квадрат, солнышко, домик. Ребенок должен почувствовать, какой это предмет.

Начинать нужно с простых фигур, постепенно переходя к сложным. В более старшем возрасте можно писать и угадывать буквы и цифры.

10. Насыпьте в миску крупу или фасоль и “спрячьте” в эту крупу мелкие игрушки, пуговицы, бусины, киндеры и т.д. Предложите ребенку отыскать “клад”.

11. Собирайте бусы, нанизывайте большие бусины на шнурок.

12. Насыпьте в коробку из-под конфет манки или муки и предложите порисовать в ней. Можно использовать различные кисточки, “расчески”, предметы с неровными краями, чтобы рисунок получался более оригинальный.

13. Ребенок закрывает глаза, вы даете ему в руки вырезанную из картона фигурку и спрашиваете, что это за предмет. После ответа фигурка убирается, ребенок открывает глаза и рисует ее по памяти. Затем ребенка просят сравнить его рисунок с контуром и обвести фигурку карандашом.

Есть еще очень много различных игр,помогающих в тактильном развитии:сенсорный коврик — это коврик, состоящий из материалов разных фактур, и прикосновение к нему обеспечивает разнообразные тактильные ощущения;

сенсорные игрушки-мешочки — это игрушки из ткани, наполненные маленькими шариками (или сшитые самостоятельно и заполненные фасолью,

горохом, крупами); пальчиковые краски;

емкости разного размера (коробки,стаканчики, ведерки, маленькие кастрюльки с крышками, шкатулочки) — ребенок не без удовольствия будет вставлять емкости друг в друга, складывать в них маленькие игрушки, вынимать и снова складывать;стаканчики- пирамидки, всевозможные пирамидки; кубики; вкладыши — это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие

отверстия в плоской рамке или в ящичке с прорезями; копилки; матрешки и т.д. Хороши и интересны игры с водой – переливания, ловля рыбы, доставание со дна тазика или ванны предметов из воды; можно красить воду красками или проводить легкие опыты – гасить соду, делать шипучку.

Источник: http://sensint.ru/articles/taktilnoe-razvitie-rebenkaigry-idei-i-uprazhneniya

Портал образования

Упражнения тактильные ощущения детьми

Рыжакова Евгения Андреевна
Должность: педагог – психолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№110
Населённый пункт: г.

Иркутск
Наименование материала: Практическое пособие для воспитателей и родителей
Тема: “Коррекция поведенческих нарушений у детей: Игры – упражнения для развития тактильных ощущений.”
27.01.

2018
Раздел: дошкольное образование

Рыжакова Евгения Андреевна,

Педагог-психолог, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 110»,

г. Иркутск.

Коррекция поведенческих нарушений у детей:

Игры – упражнения для развития тактильных ощущений.

Одним из важных компонентов нормального психического развития ребенка

является его эмоциональное общение со взрослыми и сверстниками, которое

в полной мере реализуется в условиях игровой деятельности.

К расстройствам поведения ребенка можно отнести излишнюю двигательную

и эмоциональную активность, частые капризы и повышенную утомляемость.

Такой ребенок непоседлив и беспокоен, с трудом концентрирует внимание, у

него переменчивое настроение.

Существуют игры и упражнения для снижения двигательной

расторможенности и возбудимости, они развивают произвольное внимание,

учат детей контролировать свои реакции и сотрудничать с другими людьми.

Одни из них являются игры для развития тактильных ощущений.

Игры – упражнения развивают тактильное восприятие, снимают напряжение,

мышечные зажимы и снижают агрессию и оптимизирует детско-

родительские отношения.

«Качалки»

Ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к рукам, ногам, щекам и

спине ребенка предметами разной фактуры (кусочком меха, мочалкой,

шишкой, ватой и т.д.). ребенку нужно угадать и назвать предметы.

«Ночь»

Взрослый говорит ребенку: «Представь, что наступила ночь, мы оказались в

полной темноте, и поэтому общаться друг другом можно только

прикосновениями». Затем взрослый и ребенок закрывают глаза и с помощью

прикосновений здороваются, «разговаривают» и т.д.

«Рисунок на спине»

Взрослый на спине ребенка пальцем рисует солнце, домик, дерево и т.д.

ребенку нужно угадать, что нарисовал взрослый.

Детям знающие буквы и цифры, можно предложить отгадать слова или

решить примеры с использование простейших математических действий.

«Парные предметы»

Взрослый показывает пары предметов, отличающиеся друг от друга

(например: толстый и тонкий фломастер, короткий и длинный карандаш,

узкую и широкую линейку и т.д.), а затем кладет их в прозрачный мешочек,

ребенку нужно на ощупь найти парные предметы и определить, чем они

отличаются друг от друга.

Релаксационные упражнения.

Релаксационные упражнения создают условия для нормального

функционирования организма, помогают ребенку сосредоточиться на

определенном состоянии, которое впоследствии может быть вызвано им

произвольно. В результате выполнения таких упражнений улучшается обмен

веществ, мозговое кровообращение, снижается напряжение и утомление.

«Ладошки»

Взрослый предлагает ребенку выполнять до возникновения усталости

задания:

Тереть ладошки друг друга; тереть кулачки друг о друга;

Вращать по часовой стрелки сцепленным в «замок» руками; изображать игру

на барабане; снимать пальцы обеих рук в кулачки; барабанить по столу

пальцами, имитирую звук дождя; сложить ладошки «рыбкой» и выполнять

ими волнообразные движения и т.д.

«Аквариум»

Взрослый на треть заполняет миску с очень теплой водой пуговицами,

бусинками, монетками, небольшими кубиками и т.д.

Ребенку предлагается опустить в нее руки и выполнить задания:

Взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их другую;

Собрать одной рукой бусинки, а другой монетки;

Распределить предметы по группам;

Приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого здания ребенок расслабляет кисти рук, держа их

в воде.

«Упираемся в стену»

Ребенок упирается руками в стену, ноги стоят как можно дальше от стены

(тело и руки по возможности прямые), происходит напряжение практически

всех мышц тела, поза удерживается до возникновения отчетливого

утомления, после чего следует пауза, затем расслабление.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4294

Тактильное восприятие у детей: развиваем с помощью упражнений

Упражнения тактильные ощущения детьми

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.

Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом.

Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей. 

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей     

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия.

Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки.

Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется.

Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку.

Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность.

А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности.

Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/taktilnoe-vospriyatie

Лечение Детей
Добавить комментарий