Устроен мозг человека детей

Головной мозг человека, ребенка, отделы, строение, лечение головного мозга

Устроен мозг человека детей

Головной мозг – это передний отдел центральной нервной системы.

Головной мозг располагается в полости черепа, осуществляет взаимодействие организма человека (мужчины, женщины) с внешней средой, интеграцию функционирования всех систем организма.

Головной мозг обладает способностью усваивать, упорядочивать, хранить, извлекать информацию о прошлом опыте. Головной мозг является материальным субстратом высшей нервной деятельности.

Филогенетически головной мозг – это передний конец нервной трубки.

Онтогенетически головной мозг – это производное мозговых пузырей, из которых образуются отделы головного мозга: конечный мозг, который называется telencephalon, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, который представлен такими образования, как мост головного мозга, мозжечок, продолговатый мозг. Полости мозговых пузырей развиваются в желудочки головного мозга.

Строение головного мозга

Большой, или конечный мозг представлен двумя полушариями, которые связаны между собой мозолистым телом, corpus callosum. Он состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. Мозолистое тело обеспечивает единство функционирования обоих полушарий. При перерезке мозолистого тела каждое полушарие головного мозга начинает функционировать независимо друг от друга.

Под мозолистым телом располагается свод, fornix. Кпереди от столбов находится передняя спайка, comissura anterior. Между передней частью столбов свода и коленом мозолистого тела находится тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани – прозрачная перегородка. Между пластинками перегородки располагается щелевидная полость, которая не имеет эпендимальной выстилки.

Ряд авторов называют ее 5 желудочком.

Поверхность полушарий покрыта слоем серого вещества – это кора головного мозга. Под ней находится белое вещество и подкорковые ядра: стриопаллидарная система, экстрапирамидная система.

Если сделать горизонтальный срез головного мозга через большие полушария на уровне таламуса и субталамических ядер, то можно увидеть следующие образования: шишковидное тело, верхний холмик, таламус, уздечка, задняя ножка внутренней капсулы, бледный шар чечевицеобразного ядра, скорлупа чечевицеобразного ядра, латеральная борозда, ограда, передняя часть внутренней капсулы, головка хвостатого ядра, столб свода, передний рог бокового желудочка, колено мозолистого тела, прозрачная перегородка, межталамическая спайка, чечевицеобразное ядро, наружная капсула, крайняя капсула, извилины островка, латеральная борозда, внутренняя капсула, субталамическое ядро, хвост хвостатого ядра, латеральное коленчатое ядро, красное ядро, серое вещество верхнего холмика, червь мозжечка.

Головной мозг новорожденного, детей, ребенка, человека: строение, анатомия

Головной мозг новорожденного младенца короче и шире, чем у детей школьного возраста и взрослого человека. Он лишен всех третичных и ряда вторичных борозд. К концу первого года жизни ребенка головной мозг увеличивается в 2 – 2,6 раза. К 3 годам – увеличивается в 3 раза. Масса головного мозга от рождения до взрослого периода развития увеличивается в 4 раза, а масса тела – в 21 раз.

Масса правого полушария чаще всего больше массы левого полушария. После рождения наиболее интенсивно развиваются теменные и лобные доли. И из-за этого изменяется общая конфигурация головного мозга. В отличие от мозга взрослого человека у новорожденного нейроны различных слоев располагаются тесно рядом друг с другом, из-за этого радиальная исчерченность коры может отсутствовать.

Единичные нейроны могут располагаться в субкортикальном белом веществе. В черной субстанции стволовых отделов головного мозга нейроны еще не имеют пигмента меланина, который появляется обычно к 3 – 4 годам. До 3 – 6 месяцев внеутробной жизни в коре мозжечка сохраняется наружный эмбриональный слой, который имеет название «слой Оберштейнера».

Слой Оберштейнера состоит из медуллобластов и спонгиобластов. Поверхность нижних олив продолговатого мозга плода гладкая. После рождения ребенка оливы приобретают возвышения и затем заметно увеличиваются с возрастом.

Практически постоянно у новорожденных в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы боковых желудочков обнаруживаются незрелые клеточные элементы, наличие которых ошибочно напоминает проявления Вирховского локального энцефалита. Незрелые клетки располагаются в субэпендимальном слое диффузно или в виде отдельных очагов.

Иногда они прослеживаются вдоль кровеносных сосудов на значительном протяжении белого вещества. К 3 – 6 месяцам жизни ребенка эти клетки постепенно исчезают. Наличие в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы большого количества незрелых клеток является дополнительным морфологическим признаком недоношенности плода.

Как меняется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста?

Если проследить, как изменяется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста, то можно заметить следующую картину. Если возраст ребенка от 3 до 8 дней, длина тела 49 – 50 см, то масса головного мозга будет 336 грамм.

В 1 месяц рост ребенка 52 см, масса головного мозга – 360 грамм. В 3 месяца рост ребенка 56 см, масса головного мозга 520 грамм.  В 6 мес при росте – 62 см, масса ГМ 670 гр. В 9 мес при росте – 67 см, масса ГМ 760 гр.

В 1 год рост ребенка 73 см, масса головного мозга 960 гр. В 1,5 года при росте 79 см, масса ГМ 1045 гр. В 2 года при росте 85 см, масса ГМ 1070 гр. В 3 года при росте ребенка 89 см, масса головного мозга 1150 гр. В 5 лет при росте – 106 см, масса гм 1240 гр.

В 10 лет при росте 132 см, масса мозга 1300 гр. В 12 лет при росте 145 см, масса мозга 1370 грамм.

Физиология, работа головного мозга

Физологически вся работа головного мозга строится на принципах иерархичности, целостности, системности и пластичности. Это принципы функционирования осуществляют все условные и безусловное рефлексы. Они способствуют протеканию сознательной психической деятельности человека.

Принцип иерархичности заключается в том, что филогенетически более молодые отделы головного мозга осуществляют управление более высокого порядка, дополняя, но не подменяя собой функцию более древних в филогенетическом отношении отделов.

В результате этого расширяются возможности организма в более тонкой дифференцировке каждого раздражителя каждым анализатором, а также осуществляется более адекватное восприятия общей картины мира на основе корреляции результатов деятельности многих анализаторов.

Высшей формой выражения иерархического принципа является процесс кортикализации функций.

С принципом иерархичности сочетаются принципы целостности и системности, которые заключаются в том, что головной мозг функционирует как единое целое со всех нервной системой, при этом получает афферентную импульсацию, осуществляет ее анализ и синтез, формирует поток эфферентных импульсов, которые определяют адекватную деятельность всех периферических органов.

В результате формируется устойчивая система, обеспечивающая непрерывную информационную связь: центр – периферия – среда – периферия – центр. Под пластичностью понимается функциональная изменчивость нервных центров, которая отчетливо проявляется в процессе компенсации нарушенных функций головного мозга.

Большую роль в нормальном функционировании головного мозга играет иррадиация возбуждения. Механизм обратной связи заключается в замыкании входа и выхода одного и того же элемента или системы. Механизм доминанты регламентирует взаимоотношения между нервными центрами. 

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга разнообразны.

В дальнейших статья мы остановимся на такой патологии, как опухоль головного мозга, киста головного мозга (в том числе арахноидальная, ретроцеребеллярная, ликворная), травмы, сотрясение или ушиб головного мозга, рак головного мозга, гидроцефалия (водянка), атеросклероз сосудов, аневризма, энцефалопатия, демиелинизация, ишемия, ишемический или геморрагический инсульт, инфаркт, атрофия, спазм или сужение сосудов, глиобластома, менингиома, дисфункция, дистония, диффузные изменения, гипоксия (кислородное голодание), энцефалит, воспаление, сосудистые заболевания, атрофические изменения. Клиника при таких заболеваниях зависит от вида патологии.

Лечение головного мозга в Саратове, в России

Сарклиник проводит лечение ряда заболеваний, болезней центральной и периферической нервной системы в Саратове, в России у детей, подростков, взрослых, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин, лечение головного мозга в Саратове. Аппаратные и неаппаратные методы лечения позволяют восстановить работу, функционирование нервной системы человека.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlcinic.ru © pixologic / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Источник: https://sarclinic.ru/o-kompanii/stati/104-zabolevaniya-nervnoj-sistemy/491-golovnoj-mozg-cheloveka-rebenka-otdely-stroenie-lechenie-golovnogo-mozga

Беседа с детьми: как устроен наш мозг?

Устроен мозг человека детей

Понимание того, что происходит в нашем мозге — это первый шаг на пути к способности ребенка осуществлять выбор. Эти знания в равной мере полезны и для родителей.

Зная, как функционирует наш мозг, мы сможем понять, как правильно реагировать на просьбу ребенка о помощи. Иногда наш мозг буквально перегружен чувствами страха, печали или гнева.

И когда это происходит, это может смутить, особенно для детей. Таким образом, очень важно помочь ребенку разобраться в том, как функционирует их мозг. Также полезным для детей будет составление словаря их эмоциональных переживаний, понимать который смогут и другие люди.

Представьте себе, что это иностранный язык. Ребенку станет гораздо проще общаться с другими членами семьи, если они тоже освоят этот язык. Так как же начать? — Проводить беседы с детьми в игровой форме, чтоб они не заскучали и использовать максимально простые понятия, чтобы они все понимали?

И сейчас я расскажу вам, как учу детей и их родителей понимать основы работы мозга.

Знакомство с Домом Мозга: Верхний Этаж и Нижний этаж

Я рассказываю детям, что их мозг похож на двухэтажный дом. И это действительно простой способ помочь детям разобраться в том, что происходит в их голове. Я несколько развил данную идею: говорю детям о том, кто живет в этом домике.

Одни сказки я рассказываю про тех персонажей, которые живут на Верхнем Этаже, другие — про жителей Нижнего Этажа.

В действительности, я описываю функции коры головного мозга (наш мыслящий мозг: верхний этаж) и лимбической системы (наш эмоциональный мозг: нижний этаж).

Кто живет на Верхнем Этаже и кто живет на Нижнем этаже?

Как правило, жители Верхнего Этажа много думают, решают проблемы, строят планы, регулируют эмоции, занимаются творчеством, легко адаптируются к новым условиям и владеют эмпатией.Каждому из них я дал имя: Хранитель Покоя, Затейник, Адаптор, Решатель Проблем.На нижнем этаже живет народ чувствительный.

Они тщательно следят за нашей безопасностью и проверяют, все ли наши потребности удовлетворены. Наш инстинкт самосохранения расположен в эмоциональном мозге. Эти персонажи стоят на чеку ,в случае опасности подают тревожный сигнал и проверяют, готовы ли мы бороться, бежать или прятаться в случае столкновения с угрозой.

Жителей Нижнего Этажа зовут Тревога, Трусишка и Большой Босс.

На самом деле, не важно, как вы назовете героев сказки. Главное, чтобы дети понимали, о ком и о чем вы говорите.

Вы можете дать имена вместе: попробуйте взять имена мальчиков/девочек, названия животных, имена персонажей из мультфильмов или же вы можете придумать совершенно новые имена.

Возможно, вам понравится подбирать ассоциации из любимых фильмов и книг ребенка. А может быть, вы загоритесь идеей создать свой уникальный язык для этих функций мозга.

Мы выходим из себя: за дело берутся жители Нижнего Этажа

Наш мозг работает лучше, когда жители двух этажей работают вместе. Представьте себе такую картину: наши герои бегают вверх и вниз по лестнице, которая соединяет верхний и нижний этажи. Персонажи таким образом передают сообщения друг другу.

Это помогает нам делать правильный выбор, заводить дружбу и хорошо ладить с другими людьми, придумывать захватывающие игры, успокаиваться и выходить из неприятных ситуаций.

Иногда, в нашем эмоциональном мозге, Тревога замечает опасность, Трусишка начинает паниковать и, прежде чем мы разберемся, в чем дело, Большой Босс издает тревожный сигнал и дает нашему телу команду быть готовым к опасности. Большой Босс очень любит всеми командовать, он кричит: «Сейчас власть переходит к Нижнему Этажу.

Команда Верхнего Этажа сможет приступить к работе только после того, как мы будем в безопасности. Нижний Этаж мозга начинает злиться на Верхний Этаж. Это значит, что Лестница больше не соединяет этажи, и жители Верхнего и Нижнего Этажа не могут работать вместе.

Иногда когда «сносит крышу» — это самая безопасная реакция

Когда в «мозговом доме» все шумят, герои не слышат друг друга. Большой Босс заставляет жителей Верхнего Этажа замолчать, чтобы народ Нижнего Этажа смог подготовить тело к опасности.Босс может дать сигнал другим частям нашего тела, которым необходимо включиться или выключиться.

Он может приказать нашему сердцу биться чаще, чтобы мы смогли бежать быстрее, или подготовить наши мышцы к борьбе, чтобы мы могли сопротивляться изо всех сил.Он также может приказать другим частям нашего тела вести себя смирно-смирно, чтобы мы смогли спрятаться от опасности.

Все это Большой Босс проделывает в целях нашей же безопасности.

Попросите вашего ребенка представить, в каких случаях такая реакция будет наиболее безопасной для нас самих.

Я чаще всего использую примеры ситуаций, которые не могут произойти на самом деле (опять же для того, чтобы дети могли представить себе эти идеи в игровой форме, при этом не будучи сильно напуганы ими).

Например, что будут делать жители Нижнего Этажа, если встретят на детской площадке динозавра?

Каждому человеку периодически «сносит крышу»

Подумайте над несколькими примерами, в которых говорится о том, как нам «сносит крышу». Выбирайте такие примеры, которые не слишком взволнуют детей.Вот пример, который я бы порекомендовал:

Вспомните, как мама не могла найти ключи от машины и из-за этого мы опоздали в школу. Вспомните, как я сидел, уставившись в одну точку. Все это происходит потому, что «нижний» мозг стал контролировать наше поведение, я потерял самообладание, а «верхний» мозг, отвечающий за мышление, не функционировал должным образом.

Когда нижний этаж мозга ошибается

Бывают ситуации, когда мы теряем самообладание, но все еще нуждаемся в помощи участников команды «нижнего» мозга: Решателя Проблем и Хранителя Покоя.Все мы периодически теряем самообладание, однако дети гораздо чаще поддаются сильным эмоциям.

В детском мозге, Большой Босс может переволноваться и нажать на «кнопку паники», которая в свою очередь провоцирует истерику из-за мелочей. И все потому, что верхняя часть детского мозга все еще формируется. В действительности, процесс развития верхней части головного мозга завершается примерно к 25 годам.

Иногда, когда я хочу обратить особое внимание на этот пункт, я задаю детям этот вопрос:«Вы когда-нибудь видели, чтобы мама или папа лежали на полу в супермаркете и кричали, что они хотят шоколадку?»Они начинают хихикать, а смех в данном случае — хорошая реакция.

Это значит, что наша беседа не утратила свой игровой характер, детям интересно и они хотят учиться дальше.

Я говорю им, что на самом деле взрослые любят шоколад не меньше детей, но взрослые научили Хранителя Покоя и Решателя Проблем работать вместе с Большим Боссом и иногда успевают остановить его до того, как он подаст тревожный сигнал, который совершенно ему не нужен. Действительно, для этого нужно много практиковаться. Я напоминаю детям, что их мозг все еще формируется и учится на опыте.

В конечном счете, вся изложенная выше информация поможет детям освоить функциональные способы управлять своими эмоциями. И этому помогут разговоры о том, что порой у них не получается.

От вымышленного языка к эмоциональной регуляции

Как только вы познакомитесь со всеми жителями «мозгового дома», у вас появится свой собственный уникальный язык, с помощью которого вы сможете научить ребенка тому, как следует обращаться с его эмоциональными переживаниями. Например: «Кажется, Большой Босс хочет подать тревожный сигнал.

Давай посмотрим, сможет ли Хранитель Покоя отправить сообщение «сделай несколько глубоких вдохов»?Особый язык «мозгового дома»так же позволит детям более свободно говорить о своих ошибках, он не такой категоричный, содержит в себе элементы игры и учит, как больше не совершать ошибок.

Представьте, как сложно сказать «Я ударил сегодня Петю в школе», и как просто сказать «Большой Босс сегодня рассердился ни на шутку». Когда я привожу этот пример родителям, некоторые из них начинают возмущаться, будто бы я делаю детям поблажку. «Не станут ли они винить Большого Босса в своем плохом поведении?» — спрашивают они.

В конечном счете, вся вышеизложенная методика направлена на обучение ребенка функциональным способам регуляции сильных эмоциональных переживаний, и иногда через обсуждение неправильного поведения.

Если дети почувствуют, что они способны разговаривать с вами о своих ошибках, тогда у вашего «верхнего» мозга появится возможность сработаться «верхним» мозгом вашего ребенка и решить проблему вместе. Это не значит, что вашему чаду удастся избежать последствий или же уклониться от ответственности. Это значит, что вы можете задать вопрос, как например: «Как ты считаешь, ты можешь как-нибудь помочь Большому Боссу удержать себя в руках?»

Понимание основ работы мозга также помогает родителям подобрать правильную реакцию на ситуации, когда ребенок сильно напуган, зол или печален.

Вы когда-нибудь говорили своему ребенку успокоиться, когда он устраивал вам истерику? Я — да.

Но сейчас мы знаем, что Хранитель Покоя живет на Верхнем Этаже, и когда Большой Босс теряет самообладание, Хранитель Покоя может помочь только тогда, когда у Большого Босса крыша на месте. Скорее всего, ваш ребенок дошел до крайней черты, за пределами которой он не в силах помочь себе успокоиться самостоятельно.

Иногда родителям (учителям или воспитателям) приходится помогать детям вернуть самообладание. Это следует делать с сочувствием и терпением. Сделать несколько глубоких вдохов не помешает и нам самим!

Как дальше продолжать обучение?

Не думайте, что вам сразу удастся заселить «мозговой дом» всеми персонажами и в один прекрасный день познакомить их всех со своим ребенком.

Переезд в новую квартиру всегда требует времени, то же самое происходит и с обучением основам работы мозга. Начните беседу и постоянно возвращайтесь к ней.

Возможно, вам захочется вместе с ребенком придумать оригинальные способы изучения устройства «мозгового дома».

Вот несколько идей, которые помогут вам начать обучение своих детей законам функционирования мозга в игровой форме:

  1. Нарисуйте «дом мозга» и всех его персонажей.
  2. Нарисуйте картинку, на которой будет изображено то, что происходит в доме, когда жители Нижнего Этажа теряют самообладание.
  3. Найдите журнал с комиксами, вырежьте оттуда несколько персонажей и вклейте их на место Нижнего и Верхнего Этажа.
  4. Напишите несколько историй о приключениях наших героев в «доме мозга».
  5. Используйте кукольный домик (если такового не имеется, вы можете использовать две коробки из-под обуви: поставить одну коробку на другую).
    Если вы придумаете другие интересные способы изучения устройства «мозгового дома», я буду счастлив о них узнать. Делайте это весело, занимательно,

И дети ни за что не догадаются, что изучают основы эмоционального интеллекта.

Адаптированнный перевод с англ. Сергея Болсуна. Источник: mindful.org

При перепечатке ссылка на www.bolsun.ru обязательна

Источник: https://bolsun.ru/blog/for-children-003/

Пост с картинками: Чем мозг ребёнка отличается от взрослого?

Устроен мозг человека детей

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Веб-сервис Early Childhood Education Degrees собрал воедино последние научные данные о развитии человеческого мозга, чтобы выяснить, чем отличается строение мозга ребёнка от мозга взрослого человека, и оформили материал в виде небольшой инфографики. Мы перевели этот пост на русский язык и дополнили информацией из исследований Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются.

Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология.

В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов.

Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом».

А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

От 11 лет и далее

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.

Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность.

Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Далее

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения.

Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам.

Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение.

В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

По материалам ECED.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/post-s-kartinkami-chem-mozg-rebenka-otlichaetsja-ot-vzroslogo

Головной мозг

Устроен мозг человека детей

/ Детям / Человек / Нервная система / Головной мозг

Мозг похож на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы — звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Компьютер умеет считать, ты тоже можешь складывать числа. Компьютер хранит в памяти разные сведения, и ты помнишь номер своего телефона и домашний адрес.

Головной мозг состоит из двух полушарий, соединенных “мостиком” (мозолистым телом). Через головной мозг проходит 200 миллионов нервов.

Мозжечок, расположённый в задней части мозга, обеспечивает координацию движений и равновесие (неустойчивое состояние пьяных людей объясняется высокой чувствительностью мозжечка к алкоголю).

Поверхность головного мозга состоит из многочисленных складок и извилин и имеет неровную бугристую поверхность. Однако если расправить кору головного мозга, то она займет площадь, равную двум рекламным щитам (20 м2).

Мозг – это точный координатор и механизм управления организмом. Информация поступает в мозг, а оттуда исходят команды. Головной мозг имеет форму сплющенного яйца, весит около 1,4 кг и расположён в полости черепа.

Мозг подобен автономно действующему командному пункту, разделенному на отдельные зоны, где анализируется полученная информация и подаются сигналы органам тела. Человеческий мозг способен хранить объем информации, содержащийся в тысяче двадцатитомных энциклопедий.

Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. Мозг содержит три четверти нервных клеток всего человеческого организма.

Его начальный капитал – 14 миллиардов нейронов (если их расположить в ряд, то образуется цепь протяженностью 1000 км) – постепенно истощается и составляет 10 миллиардов к старости (более 700 км).

Темпы потерь, оцениваются в 10 000 клеток в день в 20 лет (цепь длиной 0,7 м), 50 000 клеток в день в 40 лет (3,5 м), 100 000 клеток в день в 90 лет (7 м).

Кроме того, мозг, имея вес 1,4 кг в период зрелости, теряет в весе до 1,3 кг в 70 лет, 1,2 кг в 80 лет, 1,1 кг в 90 лет и т.д., То есть мозг уменьшает свою массу на 300 г за несколько десятилетий, что соответствует весу двух бифштексов.

Вес мозга некоторых знаменитых людей:

  • Оливер Кромвель (английский политик) – 2,3 кг
  • Иван Тургенев (русский писатель) – 2,012 кг
  • Жорж Кювье (французский -палеонтолог) – 1,792 кг
  • Лев Троцкий (русский политический деятель) – 1,568 кг
  • Роберт Кеннеди (американский президент) – 1,432 кг
  • Мэрилин Монро (американская кинозвезда) – 1,422 кг

Нервы

Когда много длинных отростков нервных клеток тянутся вместе, получается что-то вроде кабеля. Такие «кабели» называются нервами. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается. Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела! Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие…

Объем головного мозга и умственные способности

Умственные способности не зависят от величины головного мозга. Важно соотношение массы мозга и общего веса тела. Например, головной мозг кашалота весит 9 кг, что составляет лишь 0,02% от его общего веса; мозг слона (5 кг) – 0,1%. Головной мозг человека по объему занимает 2 % от его тела. Головной мозг гениев: В 1974 г. один…

Почему нам хочется спать?

Ты, наверное, замечал, что после сытного обеда клонит в сон. Почему так происходит? Зачем вообще люди спят? Чтобы переваривающий пищу желудок работал на совесть, его клетки надо хорошо снабжать кислородом и питательными веществами. Поэтому после плотного обеда кровь приливает к желудку. В это время через головной мозг крови проходит меньше. В результате клетки мозга работают…

Медленный сон и быстрый сон

Сон совершенно необходим для восстановления работоспособности организма и прежде всего центральной нервной системы.

Выявлены два вида сна: медленный (или ортодоксальный), без сновидений, и быстрый (парадоксальный), со сновидениями.

Медленный сон характеризуется уменьшением частоты дыхания и ритма сердечных сокращений, замедлением движений глаз. Каждую ночь мы сначала засыпаем медленным сном на полтора часа. Затем на 15 минут впадаем…

Общение и речь

Общение играет важную роль у всех животных. Человек отличается от всех живых существ уникальным способом общения – речью.

В процессе общения люди обмениваются мыслями и знаниями; демонстрируют дружеские чувства, равнодушие или враждебность; выражают удовольствие, гнев или тревогу. Существуют разные способы общения.

Главным является речь. Она свойственна только человеку. «Язык тела» тоже способен передавать сообщения, часто…

Мозг и нервная система

Кто управляет твоим телом? Конечно, ты сам! Однако не все ты контролируешь самостоятельно. Сердцу нельзя приказать биться быстрее. Невозможно заставить желудок прекратить переваривать пищу. Ты обычно не замечаешь, как дышишь или моргаешь. Кто же контролирует работу твоего тела? Мозг! Вернее, даже два мозга. Спинной мозг находится в канале твоего позвоночника, а головной мозг надежно укрыт…

Части нервной системы

В нервной системе есть 2 главные части: головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему (ЦНС), а нервы — периферическую (ПНС).

Чувствительные (сенсорные) нейроны ПНС передают в головной мозг импульсы от органов чувств. Двигательные нейроны, передающие команды мозга, бывают 2 видов.

Нейроны соматической нервной системы (СНС) вызывают сокращения скелетных мышц, т.е. произвольные движения, контролируемые сознанием….

Строение головного мозга

В головном мозге различают 3 главные части. Ствол мозга автоматически регулирует такие важные функции, как дыхание и сердцебиение. Мозжечок осуществляет координацию движений.

9/10 головного мозга составляет третья часть – большой мозг, который делится на правое и левое полушария. Разные зоны (поля) на поверхности полушарий выполняют разные функции.

Чувствительные поля анализируют нервные импульсы, поступающие от органов…

Спинной мозг

Длина спинного мозга от головного мозга до поясничного отдела спины составляет около 45 см. По спинно-мозговым нервам передается информация от головного мозга к разным частям тела и обратно.

Важная роль принадлежит спинному мозгу и в рефлексах – автоматических реакциях организма на внешние и внутренние раздражители.

Если, например, человек дотронется до чего-нибудь острого, импульсы от сенсорных…

Нейрон

Мозг состоит из миллиардов нервных клеток — нейронов. Как с их помощью ты думаешь, видишь и слышишь? Ученые знают, как в памяти компьютера хранятся различные сведения. Достаточно вставить в него дискету с записанной игрой, и она сразу возникнет на экране. Однако в мозгу никаких дискет нет! Каждая нервная клетка похожа на паучка, сидящего в центре…

Источник: https://www.poznovatelno.ru/child/man/nervous_system/11905.html

Как устроен мозг человека

Устроен мозг человека детей

Мозг человека удивителен и не изучен до сих пор.

Этот орган отвечает буквально за все процессы в нашем организме. Изучением работы мозга ведутся в различных научных сферах: биология, психология, философия, кибернетика но в последние десятилетия из этого многообразия выделилась, объединив в себе многие научные сферы – нейронаука.

Недаром сейчас в мире тратятся огромные суммы на исследование мозга. Американская BRAIN, европейские и азиатские программы — все они включают в себя лучшие университеты и лучших интеллектуалов из разных областей, нейронауки.

Зачем такие гигантские деньги — как государственные, так и частные? Потому что все понимают: если хоть в каких-то дозах (я уверяю вас, что на 100% мы этого не сделаем никогда), если хоть как-то удастся разгадать, что происходит в человеческом мозгу, это изменит всю нашу цивилизацию: экономику, коммуникацию, образование — это изменит все.  

Главную мысль, которую несут в широкую аудиторию ученые нейронауки — Мозг создан, чтобы учиться: «Единственное, что мы точно можем сказать, — мозг способен породить бесконечное количество концептов, которые, если вдуматься, всегда условны и необъективны: время, математика, музыка, язык и т.д.

Мы никогда точно не знаем, как другие люди воспринимают мир, и нет способа это узнать». Но есть и точные сведенья.

Например, в нашем мозгу есть зеркальные нейроны — это основа для любой коммуникации и обучения, они активизируются, когда мы наблюдаем за действиями других существ.

Эти нейроны отвечают за способность к эмпатии, способность поставить себя на место другого, что очень важно с точки зрения культуры и индивида. Работа зеркальных нейронов формируется в раннем возрасте, для ускоренной адаптации ребенка, опираясь на авторитет родителя.

Родители часто замечают, когда малыш начинает повторять действия за старшими (пытается прибираться, разговаривает по «телефону», и пр.) это и есть работа зеркальных нейронов. Способность понять и предсказать поведение другого — это большое поведенческое преимущество.

Интересен также вопрос гендерных исследований в нейронауке. Например, достоверно известно, что половые отличия в мозгу женщин и мужчин все-таки есть, но это опять же совершенно не значит, что чей-то мозг лучше.

В частности, было установлено, что мальчикам и девочкам для эффективного обучения требуются абсолютно разные условия: говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно.

Мальчики лучше соображают при более низких температурах, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут, им необходимо активное времяпрепровождение, много пространства, состязательность, их надо все время хвалить. Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт.

Девочкам гораздо важнее доверительные отношения с учителями, а также контролируемый риск — то есть умеренно-опасные условия, которые чему-то учат, но не вгоняют в стресс. Не надо оберегать от падений и загрязнений, есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим. С точки зрения этих наблюдений раздельное обучение — не такая плохая мысль.

Еще один очень важный аспект, про который говорят ученые – мозг должен отдыхать. Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда.

Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне. А у малышей вообще любое действие, и есть обучение, ведь они только знакомятся с окружающим миром.

Их мозг учится реагировать на различные ситуации и адаптироваться в разнообразных условиях.

По материалам Татьяны Черниговской.

Лайк 668

Категориях: Здоровый ребенок

Подвижная игра для детей «Защита» Автор Ольга Беляшова В В родительскую копилку Продолжить чтение 100 увлекательных игр для отличной учёбы — скачать книгу Автор Ольга Беляшова В Библиотека Продолжить чтение Если у Вас возникли сложности с регистрацией, получением рассылки и т.д., пишите сюда:скайп: barkinatn: https://.com/barkina_t e-mail: barkinatn@gmail.com

Источник: https://nashydety.com/kak-ustroen-mozg-cheloveka/

Как устроен мозг ребенка?

Устроен мозг человека детей

Наш мозг состоит из нервных клеток (нейронов), которые начинают формироваться у зародыша уже на 3-й неделе после зачатия. На 4-м месяце беременности головной мозг занимает объем 60 куб.

см, к моменту рождения – 360, а еще через 9 месяцев – уже больше 800. В течение жизни увеличивается и масса головного мозга.

Если у новорожденного этот параметр составляет всего 450 г, то у взрослого человека – 1200–1600 г.

Но интеллектуальные способности зависят вовсе не от количества нейронов (их у человека более 86 миллиардов), веса головного мозга и объема головы. Куда важнее связи между нервными клетками.

Места, где отростки нейронов контактируют друг с другом, называются синапсами. По некоторым данным, мозг новорожденного уже содержит около 2,5 тыс. таких контактов на 1 нейрон, то есть каждая нервная клетка только что родившегося малыша связана с 2,5 тыс.

своих «коллег». Мозг взрослого человека содержит уже 15 тыс. синапсов на 1 нейрон.

Еще совсем недавно ученые думали, что ребенок рождается с определенным запасом нервных клеток, которые с течением времени обречены на постепенное вымирание. Считалось, что при этом мозг используется лишь на 10% от его истинных возможностей. Современные технологии изучения мозга, которые используются сегодня в медицине, доказали, что это не так и мозг используется на все 100%.

Активней всего связи формируются в первые 10 лет жизни. При этом у каждой функции есть пики развития. Например, зрение наиболее активно развивается в 2–4 месяца. К этому возрасту нейроны участков головного мозга, отвечающих за зрение, максимально соединены между собой. Из этого количества связей в дальнейшем останутся лишь те, что обеспечивают нормальное зрение.

То же самое происходит с речевым развитием. До 1 года мозг ребенка собирает информацию о языковой среде, в которой находится малыш, и практически одинаково реагирует как на родную, так и на иностранную речь.

Но после года начинается процесс избирательного отбрасывания связей. Все, что оказалось незадействованным, то есть связи, обеспечивающие распознавание звуков иностранной речи, исчезает.

Связи же, благодаря которым ребенок быстро узнает фонемы своего родного языка, усиливаются. Это создает предпосылки для нормального речевого развития. Так, за счет избирательного уменьшения синапсов, и происходит обучение мозга.

В то же время нельзя говорить о полном уничтожении того, что не пригодилось. Отмирают далеко не все ненужные связи, и, если ребенок будет находиться в иноязычной среде, он легче выучит этот язык.

Система соединений запрограммирована генами, но каждый малыш будет устанавливать индивидуальную систему связей в зависимости от своей деятельности, своих эмоций и опыта – и это уже полностью приобретенная система. Рассказанные взрослыми истории, сказанные на ушко слова, игры, прогулки, чтение – все это простимулирует мозг малыша и наделит его уникальными воспоминаниями.

Какова же доля врожденного и приобретенного в нашем интеллекте? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь интеллект не исчерпывается только умственными способностями. Он зависит также от объема памяти, особенностей эмоциональной реакции, скорости принятия решений.

По данным исследований, в интеллекте доля переданных по наследству способностей составляет от 40 до 85%. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предполагать, какие навыки и знания малышу будет легче освоить.

Успех обучения зависит не только от генетически заложенных предпочтений, но и от того, в какой степени окружающая среда и накопленный жизненный опыт будут способствовать проявлению способностей ребенка.

У детей, увлекающихся музыкой или танцами, нейронные сети организованы иначе, чем у тех малышей, кто фанатеет от конструктора или игровой приставки.

Если в результате несчастного случая повреждается одна зона мозга, обучение помогает установить новые синапсы, благодаря чему уже другой участок мозг восстанавливает потерю.

Как видите, мозг – это удивительная машина, предназначенная для адаптации и обучения.

Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Она заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Ребенка должны окружать звуки, изображения, прикосновения, запахи. Все это – стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.

Одним из методов, позволяющих оценить интеллектуальные способности человека, является вычисление его интеллектуального коэффициента – IQ – с помощью тестов по специальным шкалам. Создателем первой такой шкалы был Альфред Бине.

Разработанный им тест IQ сконструирован так, что среднестатистический уровень интеллектуального развития соответствует 100 баллам, а большинство взрослых людей имеют IQ от 85 до 115 баллов. Но следует учесть, что для каждой возрастной группы разработаны отдельные тесты.

Например, сравнивая эмоциональную реакцию 2–4-месячного малыша на ту или иную ситуацию с нормативами, можно оценить, насколько его развитие соответствует возрастной норме. Результатам можно доверять только в том случае, если тест проводил сертифицированный, обученный проведению такого рода испытаний специалист.

При этом надо понимать, что в зависимости от внешних факторов, воздействующих на ребенка, в разное время баллы его IQ могут несколько различаться.

Жизнь показывает, что юный гений может быть совершенно беспомощен при решении бытовых проблем. Во многом успешность ребенка в будущем будет зависеть от его общительности, понимания закономерностей происходящего и умения адаптироваться к новому.

Здесь многое зависит от эмоционального интеллекта (EQ), который определяет поведение человека в обществе, его взаимодействие с другими людьми и эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Для его измерения, как и для исследования IQ, сегодня существует довольно много тестовых методик.

Любой ребенок, к которому предъявляют непомерные требования и от которого требуют все больше и больше, в конце концов разочаровывает своих учителей. Об этом стоит помнить, если вы собрались нагрузить ребенка информацией, не соответствующей его возрасту.

Мозг ребенка более пластичен, чем у взрослого, и может формировать огромное количество нейронных связей. В то же время не соответствующая возрасту стимуляция одних связей всегда идет в ущерб образованию других.

Большинство исследователей считают, что важнее более-менее равномерно развивать ребенка по всем направлениям.

Например, раннее обучение музыке может способствовать развитию речевых способностей, но слишком раннее обучение письму и чтению повышает риск появления в будущем у ребенка нарушений письменной речи – дислексии и дисграфии.

Современные исследования доказали, что для развития малыша большое значение имеют как игра и отдых, так и полноценное эмоциональное общение. Детям нужно время (им необходимо несколько раз повторить, «прожить» нужную информацию) для осмысления и классификации новых знаний, чтобы понять, как с ними поступить: развить, сохранить или удалить и забыть.

Источник: http://www.parents.ru/article/igry-razuma/

Лечение Детей
Добавить комментарий